Персональная выставка работ Ольги Калягиной «Узоры нити золотой» открылась 22 декабря в Нижегородском государственном выставочном комплексе. Вещи, винтажные и современные одновременно, рассказывают о творческом пути мастерицы, которая посвятила золотной вышивке всю свою жизнь.
Городецкая золотная вышивка — один из самых старинных и уникальных видов высокохудожественного народного искусства в России. Крупным промысловым центром золотной вышивки издавна является город Городец. Одежда и особенно платки, богато украшенные золотой вышивкой, были обязательными элементами гардероба состоятельных дам в купеческих городах Нижегородской губернии.
Сложная и мало распространённая техника золотого шитья требовала специального обучения. Поэтому любой предмет одежды с вышивкой становился гордостью семьи: он был настолько же красив, насколько и дорог. Его бережно хранили и передавали по наследству в качестве приданого. Такие вещи считались надёжным, никогда не обесценивающимся капиталом. О владелице, например, золотого платка знала вся округа, он поднимал престиж невесты.
Городецкие мастерицы тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Лучшие из них знали более ста усложненных вариантов вышивки в одной только технике узорных прикрепов, а также умели делать старинный петельный шов («на аксамитное дело»). Излюбленными мотивами городецкой вышивки были и остаются сочные гроздья винограда и пышные искрящиеся цветы.
Сегодня традиции древнерусского золотошвейного искусства продолжает Городецкая строчевышивальная фабрика (с 2006 года — ООО «Городецкая золотая вышивка»).
Золотых дел мастерица
Ольга Калягина занимается золотной вышивкой уже 40 лет. Будучи пятнадцатилетней девочкой, она пришла ученицей в училище машинной вышивки при Городецкой строчевышивальной фабрике.
Ольга единственная из семьи занимается вышивкой, профессионально и пожизненно. Как только она пришла на фабрику, то сразу полюбила своё дело. В училище ей преподавали спецрисование и композицию, и это стало началом любви к изящному искусству. В училище девушка сдала все экзамены на «отлично», поэтому ей предложили ехать в Москву от фабрики и там учиться дальше. Поступила она в МХПУ им. Калинина (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова) на художника по вышивке. Благодаря такому разностороннему образованию, признаётся Ольга, сейчас ей очень легко работать.
Мастерица всё делает сама: и рисунок создаёт, вышивает и расшивает, не доверяя свою работу даже очень хорошей вышивальщице. «Когда начинаешь делать какое-то произведение, сам понимаешь, что где-то что-то не дорисовано или лишний завиток пошёл», – говорит она. Профессионализм позволяет Ольге корректировать на ткани, то есть дорисовывать вышивкой детали уже в процессе. Вышивка – своего рода ювелирная работа. Здесь нужна сосредоточенность, недюжинное терпение и усидчивость. «Если будет терпение, не получится ничего, нужна любовь к делу. Этим надо жить», – считает Ольга.
Что лучше расшивать?
В экспозиции на выставке представлены декоративные платки, панно, шарфы, броши и даже платье.
Когда Ольга работала на фабрике, то больше занималась одеждой. Вышивка сажалась на различные платья, костюмы, блузы. Раз в месяц ей позволялось делать выставочный платок как вид творческой работы, но не более того. А что такое одежда? Это работа конструктора, закройщика и швеи. Ольга сама выполняет работу первых двух мастеров, но хорошо шить не умеет и не берётся: «Лучше делать свою работу, но качественно и правильно».
Она оставила шитьё и перешла на плоскостные работы. Стала делать декоративные панно, которые прекрасно вписываются в интерьер. Конечно, если в доме белые стены и белая мебель, то к ним такое панно не подойдёт. Зато люди, которые тянутся к народному творчеству и у которых дома есть хохлома или вещи с городецкой росписью, будут рады приобрести такое украшение для интерьера. Во всяком случае, сейчас Ольга проблем со сбытом не испытывает. Люди с удовольствием покупают её работы и в дом, и в подарок тоже.
«Ручная вышивка – это тепло рук человеческих, она греет. А иногда даже лечит», – рассказывает мастерица. Одна её знакомая провела долгое время в больнице после операции. Всё это время она держала рядом вышитую птицу – подаренную ей Ольгину работу. Она смотрела на чудесное создание, настроение поднималось и возвращалось желание жить. Вот так искусство способно исцелять. И ради одного такого признания уже стоит работать.
Быть в тренде
Ольга старается идти в ногу со временем и современной модой. Кроме панно и платков, она делает ещё и броши. Если раньше брошь считалась украшением дам бальзаковского возраста, то сейчас молодёжь любит закалывать ими палантины и лацканы жакетов.
Я поинтересовалась у мастерицы, с чем можно носить её платки и шарфы. Неправильно подобранный наряд может испортить не только образ, но и красоту самого изделия. Всё просто: здесь подойдёт маленькое чёрное платье. Оно не скроет и не умалит изящности вышивки. Выставочные платки тоже можно носить, однако это дорогое удовольствие (возьмите в расчёт хотя бы время изготовления – три-четыре месяца). Один такой платок может стоить от тридцати тысяч рублей.
Говоря в целом, Ольга занимается очень редким видом искусства. Она внесла огромный вклад в поддержание золотной вышивки, посвятив этому всю свою жизнь. «…У нас много говорится о сохранении промыслов, но это, к сожалению, остаётся только на словах. Поддержки финансовой – ни промыслам, ни мастерам – нет. Вот когда она будет, тогда мы не будем единичками. Тогда, может быть, кто-то ещё той же вышивкой займётся. Я всегда говорю и буду повторять: если бы не мой муж, который меня спонсировал и дал волю моей работе, то ничего этого не было бы».
Надеюсь, наши художественные промыслы не будут брошены на произвол судьбы. В нашем творчестве столько самобытности! Без него невозможно представить Нижегородский край.
Наталья Зиновьева
12+