Будни и обитатели галереи «Блиновка»

0
3827

«Блиновский пассаж» (кратко «Блиновка») на улице Рождественской был построен в 1876–1878 годы по проекту петербургского архитектора Александра Бруни и первоначально планировался как доходный дом, но специфического характера. В аренду сдавалось жильё, расположенное на верхнем этаже. Остальное занимали торгово-деловые помещения: ресторан, конторы, банки, телеграф. В этом же доме отмечали отъезд Горького в ссылку. После революции комнаты последнего этажа заселили нуждающимися жильцами, а в 80-е передали Союзу художников СССР под мастерские.

Фото М. П. Дмитриева, конец XIX в.
Фото М. П. Дмитриева, конец XIX в.
ул. Рождественская 24, галерея Блиновка
ул. Рождественская 24, осень 2019 год

Блиновы — нижегородские меценаты, или почему галерея называется «Блиновка»

Знаменитые Блиновы были крепостными помещика Репнина, дворянина Балахнинского уезда. В первой половине XIX века он подписал братьям «вольную». Старший Фёдор уже в 50-ые годы стал зажиточным купцом и владел тремя пароходами, а в 1875 был принят в гильдию, правда, за нежелание отказываться от старообрядческой веры его причислили к «торгующим на временных правах».

Сперва Фёдор брался за некрупные подряды по перевозкам соли, но вскоре, разбогатев, стал торговать и хлебом. Технические новшества ему импонировали. На своих судах он начал использовать паровую тягу вместо бурлацкой лямки, делал пожертвования на устройство водопровода и телефонной связи в Нижнем Новгороде.

Размер капитала младших Блиновых — Аристарха и Николая — был не таким крупным, как у старшего брата. В складчину братья построили на Софроновской площади (ныне — площадь Маркина) доходный дом, представляющий собой крытую галерею и имеющий несколько выходов на все стороны света. К началу XX века здесь размещалось около шестидесяти магазинов и лавок, портретная, два трактира и гостиничные номера.

«Блиновский пассаж» снаружи и изнутри

Соседствовали с доходным домом торговые биржи, а также две церкви Святых бессребреников Козьмы и Демьяна, впоследствии разрушенные. В центре площади разбили сквер с фонтаном. Помещения внутри дома были однородны по планировке и сгруппированы вокруг длинных коридоров — галерей.

Пассаж был построен в популярном тогда неорусском стиле, который обращался к традициям древнерусского зодчества и народного искусства. Некоторые элементы были заимствованы из византийской архитектуры. Для отделки карнизов, арок и углов использовался лекальный кирпич, изготовленный по специальным рисункам и среди каменщиков называемый «штучным набором». Фасад украшали ширинки — углубления с резными украшениями в стене штучного набора. Машикули (навесные бойницы) в мансардном этаже отсылали к традициям русской крепостной архитектуры.

«Блиновский пассаж» снаружи и изнутри
Лестницы и переходы во внутреннем дворе пассажа

Союзу художников верхний этаж с машикулями был передан в середине 80-х. Художники заезжали в мастерские постепенно, и ещё долго сама галерея пятого этажа оставалась необустроенным ничьим пространством. Вдоль стен стояли лари, оставшиеся от прошлых жильцов, тёмный коридор с низкими потолками создавал зловещее впечатление. Легенды о разнообразных призраках «Блиновского пассажа» долго передавались из уст в уста, а в январе 2012 некое «привидение» даже попало на камеры Центра занятости населения, расположенного на первом этаже пассажа.

Фасад здания, вид с ул. Рождественской (Блиновка)
Фасад здания, вид с ул. Рождественской

С миру по нитке. Открытие экспозиции

В 2014 году совместными усилиями художников решено было организовать в жутковатом коридоре постоянную выставку. Каждый художник самостоятельно оформил пространство снаружи своей мастерской: кто-то повесил картины на продажу, кто-то украсил дверь декупажем, кто-то нарисовал разноцветный коврик на каменном полу. Пространство оказалось полифоническим и многожанровым. Елена Широкова рисует по ткани, Леонид Колосов пишет маслом, Юрий Макаренков создаёт поразительно реалистичные акварели. Есть в «Блиновке» и скульпторы, и ювелиры. Почётное место в галерее занимают старая печатная машинка и 19-литровая стеклянная бутыль для сбора пожертвований на краски художникам. Галерейная планировка здания создаёт особое впечатление: «Блиновка» линейна. Экспозиция длиной в несколько десятков шагов, проходить её нужно, двигаясь всё время прямо.

Вход в галерею Блиновка
Вход в галерею находится прямо под аркой справа

Галерея открыта с 7 утра до 8 вечера. Вход свободный. Несмотря на сложные бытовые условия, художники проводят здесь большую часть времени, радушно встречают гостей, рассказывают посетителям о своих произведениях и жизни «Блиновки». Кроме галереи, в здании работают медицинский центр, квеструм, юридическая контора, SPA-салон и фитнес-клуб — пассаж сохраняет торгово-деловой характер более чем на протяжении века.

Леонид Александрович Колосов
Леонид Александрович Колосов

В мастерской Леонида Колосова. Воздушный Нижний

Леонид Александрович Колосов родился в 1957 году в селе Сорокино Тюменской области. Окончил Одесское театрально-художественное училище, работал художником-декоратором Нижегородского ТЮЗ. Участник городских, областных, всероссийских и зарубежных выставок (Бельгия, Германия, Чехословакия, Англия, Канада, Испания). Член Союза театральных деятелей России, член Международного союза художников, член Союза художников России.
 

Раньше было много печей, но их убрали — много места занимают. Настоящие такие деревенские печи были. Я здесь с середины девяностых.

Много-много лет назад алкоголики принесли мне иконы: Владимирская икона, Казанская Божья Матерь, — видимо, хотели на бутылку заработать. Так иконы у меня и остались.

Все старинные часы у меня раньше били, это для иностранцев особенно было интересно. Потом я часы перевесил, и они перестали работать. Всё это атрибутика. Если бы была возможность всё старыми какими-то удивительными предметами заставить, здесь было бы всё заставлено, картины бы некуда было вешать. Старые вещи заставляют задуматься, помечтать, несут необычную энергетику, что-то трогательное.

Мастерская Леонида Колосова

Тут и кухня, и всё, как иначе, когда целыми днями сидишь-работаешь. Надо, чтоб были какие-то условия комфорта. Враньё, что всё говорят: художник должен быть голодный, холодный и прочее, нет, должен быть быт обязательно. Зимой холод идёт со второго этажа.

Крыша, бывает, протекает. У нас лёд набивается, мастера ходят, чистят, лёд сбивают, продырявливают крышу, приходится выходить, герметизировать.

На втором этаже у меня бардак. Когда-то там был камин, живой огонь, жарили, парили, собирались, стихи читали зимними вечерами, когда вьюга, снег, метель. А сейчас у меня там цветы, гербарий. Приберусь раз в месяц — потом всё опять захламляется. Хаос творческий. Всё требует то ремонта, то ещё чего-то. Потолки надо делать. С возрастом самым главным становятся здоровье и время. Времени нехватка катастрофическая.

Когда я только приехал сюда, всё было ободрано, пол в жутчайшем состоянии с огромными щелями и дырами. Обычный процесс: быт налаживаешь, потихоньку натаскиваешь всякого хлама, получается вот такое пространство своё, в котором можешь работать.

Мастерская Леонида Колосова

Некоторые сюжеты (8-9 работ) у меня связаны с образом озера Светлояр и переосмыслением рассказов Афоншина. У него очень сложный язык. Он сам местный, родился в Поветлужье, жил, работал. Например, его «Сказ о яростном олене» пришлось немного переделать: олень спас наших воинов от голодной смерти, и они его, получается, съели, за счёт этого выжили, а я не могу это нарисовать. Пришлось переделать. Космический олень на рогах бережёт град-Китеж, а внизу татары.

Про картины всегда трудно рассказывать. Это же такие небольшие фантазии. Это другой язык. Но всё равно отталкиваюсь от нашей родной природы: реки, озёра, леса наши. А конкретно рассказывать, что-то объяснять… Самому очень сложно. Вот искусствоведы хорошо сочиняют, придумывают, могут рассказать.

Мастерская Леонида Колосова

Фантазии… Деревья одушевлённые. Хоблёвка. Сто километров от Нижнего, гороховецкая сторона. Река Клязьма, дали, просторы, звери гуляют дикие. Домики даже живут, и звери, и прочие, прочие. Мы же все отталкиваемся от своего внутреннего мира.

Живопись продаётся очень сложно, случайно. В этом нет заработка. Здесь есть чистое творчество, наслаждение процессом, конечным результатом. Очень сложно тут живут, по-разному. Я здесь каждый день работаю, другие приходят изредка. Здесь хочется быть, всё здесь, вся жизнь проходит.

Заказ приходится делать. Профессия такая: не бывает, чтоб «сам наслаждайся», люди просят — что-то делаешь на заказ. Роспись в каком-нибудь особняке, портреты, кто-то хочет домой картину, чтобы совпадала с заказчиком мировоззрением, ощущением.

Холодильники я не крашу, арбузы по воде не пускаю — всякой ерундой не занимаюсь. Современное искусство — искусства там нет. Каждый человек может придумать, не надо образования даже, хочешь приклеить что-то — и всё на этом, и говоришь, что это искусство. Печально, что идёт разрушение настоящего творчества современностью грубой, неграмотной, необразованной.

Молодёжь интересуется, приходит, они тоже загораются, им хочется что-то сделать, создать. Везде им хочется быть. А мы уже немного уходим.

Вдохновляюсь людьми, которые приходят. Большие толчки в творчестве — от зрителя. И хочется что-то вдруг создать, нарисовать, увидеть.

Работы Леонида Колосова

Родился я в Тюмени, но мои родители рискнули переехать в Крым. Я в Одессе учился. Сюда я впервые прилетел самолётом: город был закрытый, мрачный, военный. Мороз был небольшой, лежал снег. Я прошёлся по Кремлю, увидел эти просторы — и влюбился в Нижний, в его природу. Раньше распределения были после учёбы. У меня были варианты на выбор: или Прибалтика, или Киев. А я сказал, хочу в Нижний. Куда-то там в Россию, город закрытый, мрачный, зима постоянно. А ты даже мог сговориться и остаться в Одессе.

В нижегородском оперном театре я взял несколько справок, что оперный театр не может без меня обойтись, и меня отправили именно сюда на работу. Я был художником-декоратором, потом ушёл в ТЮЗ. Театр — это как бабочка однодневка. Над спектаклем ты можешь работать месяц, два, три. Сочинять, шить костюмы, а спектакль может идти полгода-год, а потом все адские труды — костюмы, декорации — списывают и выбрасывают. Это оказалось для меня пустым занятием. В 2003 году я решил заниматься только живописью. Это душу греет, это своё. А театр — это коллективное творчество, значит, ничьё. Кухня театральная, если ты её знаешь, она не такая хорошая, не такая чистая.

В Нижнем остался и ни разу не жалел. Я обожаю наш город, нашу природу, здесь у меня всё началось, дети родились.

Город пишу. Тоже сказочный, немножко другой.

Мой Нижний — воздушный, у меня всё с воздухом связано. Туман — что-то такое очень нежное, красивое, сиренево-голубое, нисколько не мрачное.

 

Юрий Николаевич Макаренков
Юрий Николаевич Макаренков

Юрий Макаренков: «Каждая веточка важна»

Юрий Николаевич Макаренков родился в Горьком в 1942 году. Окончил ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. График. Работает в жанре пейзажа. Член Союза художников России. Экспонент зональных («Большая Волга», 1985, 1998, 2003), всероссийских (Москва, 1985, 1988) художественных выставок. Персональные выставки: Н. Новгород: 1994, 2002. Преподавал в Народной изостудии ДК ГАЗ с 1975 по 1985 год.
 

Я работал на автозаводе дизайнером. Принимал участие в разработке четырнадцатой «Чайки». Бордовую «Чайку» подарили Брежневу. Я занимался больше эргономикой. В 88 году я ушёл оттуда. Чем только ни занимался: и велосипедами детскими, и игрушками. Десять лет я работал руководителем изостудии. Но это каторга. Надо на весь мир смотреть глазами ученика, чтобы его понять. Не своё ему навязывать, а развить то, что в нём есть.

Я занимался созданием краеведческого музея в Семёнове. Это край старообрядцев.

Мастерская Юрия Макаренкова

С тех времён у меня в мастерской занимают своё место голубец — старообрядческий намогильный крест — и чётки из кожи и дерева. Эти чётки у меня пытался купить то ли швед, то ли датчанин, привели его мне, по-русски не понимает, сто долларов суёт мне.

У нас была выставка «Большая Волга», мои три работы туда взяли. Московские чинуши графику смотрят после живописи. «Это чё, — сидит с кружкой пива, — пастель, что ли? Ну-ка давай поближе». Тётка какая-то доедает чебурек. У них обед был после живописи. «Ну, зимы у тебя шикарные, мы их возьмём, вот эти три работы». Больше ни у кого на ярмарке ничего не купили.

Я не люблю масло. Пока я был студентом, нас водили в запасники Русского музея, директор специально приглашал студентов. Я там насмотрелся акварелей XIX-XX века, фамилий художников не знаю и не помню, но сами картины навсегда остались в памяти.

Мне нравится делать именно так, чтобы в людях проснулись чувства сохранить ту красоту, которая есть. Пишу я с натуры. Вот старица реки Оки у деревни Лисёнки. Был смурной день, и растения у берегов напоминали иней. Деревья эти старые, тополя, осокори…

Работа Юрия Макаренкова

Сейчас картинками не выживешь. Жил продажей акварелей, а сейчас обнищали все, никто никогда ничего не покупает. А я над каждой сижу месяц-два. Белилами я не пользуюсь, это всё бумага. Стопроцентный хлопок. Акварель «Ленинград». Современные ребята мажут пейзаж: три палки поставят, вроде как деревья. А души нет. А на природе и веточка каждая важна.

Дом старый, потолки низкие, но я привык. Чтобы не ездить по пробкам с Автозавода (у меня квартира там) приезжаю сюда в воскресенье в обед, а уезжаю в следующую субботу утром. И всю неделю я тут. Да, я здесь живу. Сваришь себе на неделю супа, каши.

В мастерскую я привёз сохранившуюся с мальчишества коллекцию пуль и гильз. А потом как-то у меня купили генералы РУБОП осенний триптих Печёрского монастыря. Один со мной познакомиться захотел, явился сюда, говорит: «За хранение боеприпасов сесть хочешь?». А рядом висит трёхгранный штык с полей сражений. Выше — подлинный немецкий фетровый шлем четырнадцатого года. Когда приезжают молодые немцы делегациями, все по очереди примеряют, в зеркало смотрятся, фотографируются.

Мастерская Юрия Макаренкова

Наши искусствоведы сами творчеством не занимаются. Им наговорил кто-то чего-то, наслушались и сейчас этот авангард превозносят чёрт знает до какой степени. «Чёрный квадрат» Малевича купили за 16 миллионов рублей, а стали смотреть его, просвечивать, а под ним работа Малевича — мазня какая-то. Какая там философия… Это всё равно что человек задумался и смотрит в одну точку в тёмной комнате. А когда художник говорит «Я так вижу», ведь так не бывает. Почему музыкант не имеет права сказать «А я так слышу» и играть вместо «ля» «до»? Какая-то логика должна быть. А все эти квадратики, треугольнички… В Москву привезли выставлять замороженную сосульку из человеческой мочи — это произведение искусства, что ли?

Я как-то на открытие своей выставки по случаю семидесятилетия пришёл. Пару искусствоведов принимали участие, чаем угощали. Потом вызвали меня, говорят, хочет вас увидеть женщина. Красное лицо, такое изработавшееся. «Я, — говорит, — приехала только в областной суд». Она где-то в Тоншаевском районе работала бригадиршей. Сурова такая тётка. Лет тридцать пять ей. Говорит: «Знаете, у меня такое пакостное настроение было сейчас, идти никуда не хочется, всё в жизни так навалилось, а посмотрела ваши работы — и лес, и зима, и лето. Так душу вы мне согрели. Спасибо большое». Вот это для меня ценнее чего-либо в тысячу раз.

А ещё, бывает, пожилые люди смотрят: «Это у нас! В деревне у нас вы были?». Да не был я там никогда. И обмануть не хочется, и обидеть нельзя. Они живут в этой красоте природы и не видят, им показывать надо.

Приехал я в одну деревню, старухи сидят и мужик с ними. Подошёл к скамейке: «Простите, беспокою, отрываю». Мужик: «Чё надо?». «А вот есть у вас красивые места, которые посмотреть можно, куда-то подъехать?». И сразу раскрылись душой, начали наперебой рассказывать: «Да ты туда вот съезди, да ты знаешь, там такой бугор красивый, туда тропинка, мы туда приходим просто посидеть, а у нас вот там вот мельница была, перекат воды, так вода красиво шумит, жалко ты не нарисуешь этот шум…», — хороший у нас народ.

Работа Юрия Макаренкова

Я делал и натюрморты, и городской пейзаж. Никому не было это нужно. Делал портреты заказные. А заказывают только те, кто с большим кошельком, время было такое, что они наворовали каким-то путём этих денег.

Она приходит вся в бриллиантах с телохранителем, говорит, я боюсь без телохранителя, у вас такая лестница плохая, страшная. «Ой, вы тут меня слишком молодой сделали, не пойдёт. Переделывайте». Я говорю, хорошо. Через неделю позвонил: приходите, сделал. Ничего не делал. «Ну вот, поправили, теперь хорошо».

 

Софья Оршатник
12+