«Узоры нити золотой»: персональная выставка мастера золотного шитья Ольги Калягиной

0
4410

Персональная выставка работ Ольги Калягиной «Узоры нити золотой» открылась 22 декабря в Нижегородском государственном выставочном комплексе. Вещи, винтажные и современные одновременно, рассказывают о творческом пути мастерицы, которая посвятила золотной вышивке всю свою жизнь.

Городецкая золотная вышивка — один из самых старинных и уникальных видов высокохудожественного народного искусства в России. Крупным промысловым центром золотной вышивки издавна является город Городец. Одежда и особенно платки, богато украшенные золотой вышивкой, были обязательными элементами гардероба состоятельных дам в купеческих городах Нижегородской губернии.

Ольга Калягина
Ольга Калягина

Сложная и мало распространённая техника золотого шитья требовала специального обучения. Поэтому любой предмет одежды с вышивкой становился гордостью семьи: он был настолько же красив, насколько и дорог. Его бережно хранили и передавали по наследству в качестве приданого. Такие вещи считались надёжным, никогда не обесценивающимся капиталом. О владелице, например, золотого платка знала вся округа, он поднимал престиж невесты.

Городецкие мастерицы тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Лучшие из них знали более ста усложненных вариантов вышивки в одной только технике узорных прикрепов, а также умели делать старинный петельный шов («на аксамитное дело»). Излюбленными мотивами городецкой вышивки были и остаются сочные гроздья винограда и пышные искрящиеся цветы.

Общая фотография с открытия выставки

Сегодня традиции древнерусского золотошвейного искусства продолжает Городецкая строчевышивальная фабрика (с 2006 года — ООО «Городецкая золотая вышивка»).

Золотых дел мастерица

Ольга Калягина занимается золотной вышивкой уже 40 лет. Будучи пятнадцатилетней девочкой, она пришла ученицей в училище машинной вышивки при Городецкой строчевышивальной фабрике.

Персональная выставка работ Ольги Калягиной Персональная выставка работ Ольги Калягиной Персональная выставка работ Ольги Калягиной

Ольга единственная из семьи занимается вышивкой, профессионально и пожизненно. Как только она пришла на фабрику, то сразу полюбила своё дело. В училище ей преподавали спецрисование и композицию, и это стало началом любви к изящному искусству. В училище девушка сдала все экзамены на «отлично», поэтому ей предложили ехать в Москву от фабрики и там учиться дальше. Поступила она в МХПУ им. Калинина (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова) на художника по вышивке. Благодаря такому разностороннему образованию, признаётся Ольга, сейчас ей очень легко работать.

Персональная выставка работ Ольги Калягиной Персональная выставка работ Ольги Калягиной Городецкая золотная вышивка

Мастерица всё делает сама: и рисунок создаёт, вышивает и расшивает, не доверяя свою работу даже очень хорошей вышивальщице. «Когда начинаешь делать какое-то произведение, сам понимаешь, что где-то что-то не дорисовано или лишний завиток пошёл», – говорит она. Профессионализм позволяет Ольге корректировать на ткани, то есть дорисовывать вышивкой детали уже в процессе. Вышивка – своего рода ювелирная работа. Здесь нужна сосредоточенность, недюжинное терпение и усидчивость. «Если будет терпение, не получится ничего, нужна любовь к делу. Этим надо жить», – считает Ольга.

Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка

Что лучше расшивать?

В экспозиции на выставке представлены декоративные платки, панно, шарфы, броши и даже платье.

Когда Ольга работала на фабрике, то больше занималась одеждой. Вышивка сажалась на различные платья, костюмы, блузы. Раз в месяц ей позволялось делать выставочный платок как вид творческой работы, но не более того. А что такое одежда? Это работа конструктора, закройщика и швеи. Ольга сама выполняет работу первых двух мастеров, но хорошо шить не умеет и не берётся: «Лучше делать свою работу, но качественно и правильно».

Узоры нити золотой Узоры нити золотой Узоры нити золотой Городецкая золотная вышивка

Она оставила шитьё и перешла на плоскостные работы. Стала делать декоративные панно, которые прекрасно вписываются в интерьер. Конечно, если в доме белые стены и белая мебель, то к ним такое панно не подойдёт. Зато люди, которые тянутся к народному творчеству и у которых дома есть хохлома или вещи с городецкой росписью, будут рады приобрести такое украшение для интерьера. Во всяком случае, сейчас Ольга проблем со сбытом не испытывает. Люди с удовольствием покупают её работы и в дом, и в подарок тоже.

Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка

«Ручная вышивка – это тепло рук человеческих, она греет. А иногда даже лечит», – рассказывает мастерица. Одна её знакомая провела долгое время в больнице после операции. Всё это время она держала рядом вышитую птицу – подаренную ей Ольгину работу. Она смотрела на чудесное создание, настроение поднималось и возвращалось желание жить. Вот так искусство способно исцелять. И ради одного такого признания уже стоит работать.

Быть в тренде

Ольга старается идти в ногу со временем и современной модой. Кроме панно и платков, она делает ещё и броши. Если раньше брошь считалась украшением дам бальзаковского возраста, то сейчас молодёжь любит закалывать ими палантины и лацканы жакетов.

Я поинтересовалась у мастерицы, с чем можно носить её платки и шарфы. Неправильно подобранный наряд может испортить не только образ, но и красоту самого изделия. Всё просто: здесь подойдёт маленькое чёрное платье. Оно не скроет и не умалит изящности вышивки. Выставочные платки тоже можно носить, однако это дорогое удовольствие (возьмите в расчёт хотя бы время изготовления – три-четыре месяца). Один такой платок может стоить от тридцати тысяч рублей.

Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка

Говоря в целом, Ольга занимается очень редким видом искусства. Она внесла огромный вклад в поддержание золотной вышивки, посвятив этому всю свою жизнь. «…У нас много говорится о сохранении промыслов, но это, к сожалению, остаётся только на словах. Поддержки финансовой – ни промыслам, ни мастерам – нет. Вот когда она будет, тогда мы не будем единичками. Тогда, может быть, кто-то ещё той же вышивкой займётся. Я всегда говорю и буду повторять: если бы не мой муж, который меня спонсировал и дал волю моей работе, то ничего этого не было бы».

Надеюсь, наши художественные промыслы не будут брошены на произвол судьбы. В нашем творчестве столько самобытности! Без него невозможно представить Нижегородский край.

Наталья Зиновьева
12+