Главное назначение стартерного аккумулятора – стабильный запуск двигателя. Но у него есть и другие функции: энергоснабжение бортовой сети и электрооборудования при выключенном моторе, аварийная подача электричества при выходе из строя генератора, энергетический буфер при работающем двигателе.
Устройство стартерных аккумуляторных батарей довольно сложное и характеризуется использованием множества деталей.
АКБ состоит из следующих элементов:
- моноблок с ячейками;
- электроды с ножками из сплава свинца и присадок: положительный – с активной массой из двуокиси свинца и отрицательный – с активной массой из губчатого свинца;
- сепаратор из микропористой резины или пластика для предотвращения коротких замыканий;
- борн;
- мостик;
- шламовое пространство;
- крышка с резьбовым отверстием, в которое заливают электролит;
- вентиляционное отверстие;
- выводной полюс;
- мастика.
В зависимости от нужных показателей напряжения аккумулятор для авто может состоять из нескольких последовательно коммутируемых блоков.
Конструктивные особенности автомобильных аккумуляторных накопителей
Устройство стартерного аккумулятора различных машин – тождественно, но есть и конструкционные особенности.
В России автоаккумуляторы регламентируются ГОСТ 959.2002. Устройства должны соответствовать техническим характеристикам и габаритам техники по следующим параметрам:
- полярность;
- номинальная и резервная емкость;
- электроток холодной прокрутки;
- исполнение (например, сухозаряженная, залитая);
- материалы (термопласт, полиэтилен, асбестовый и др.).
Принцип функционирования АКБ
Аккумуляторный накопитель действует на основе двойного преобразования: ток сначала трансформируется в химическую энергию, которая превращается в электрическую.
Серная кислота – один из компонентов, который при воздействии электрического тока распадается с выделением H2 (водорода). Данный элемент соединяется с кислородом, исходящим от положительной пластины, образуя воду. Оставшиеся от электролита вещества в результате химической реакции с Pb формируют сернокислый свинец.
При разряде АКБ одновременно с трансформациями на положительно заряженной пластине также изменяется химический состав на модуле, заряженном отрицательно.
Выделяют два типа батарей, выпускаемых производителями: обслуживаемые и необслуживаемые. Обслуживаемые батареи нужно регулярно проверять на уровень электролита и заряжать, необслуживаемые никаких дополнительных манипуляций не требуют.
Вне зависимости от типа батареи главное в автоустройстве – его качество, от которого и зависит срок эксплуатации. Поэтому обезопасить себя можно, приобретая АКБ у производителей, гарантирующих качество своей продукции.