Искусство, которое не существует без зрителя, или как реальный мир продолжается в картинах Николая Касаткина

0
2425

В Арсенале проходит выставка, казалось бы, не типичная для него — целый этаж занимает живопись одного художника. «Природа картины. Картины природы» — ретроспектива Николая Касаткина, чьё творчество не вписывается в рамки ни одного направления в искусстве. Это традиционная живопись с концептуальным подходом.

Это выставка, которую надо смотреть только вживую.

Он не попадает ни в нонконформизм, ни официоз, ни реализм,
ни гиперреализм… Когда Касаткина пытаются втаскивать
в 19 век, в архаику, реализм и соцреализм… это всё проваливается,
потому что он работает с проблематикой картины… Касаткин,
если под какие-то определения и попадает, то под определение
концептуального художника в первую очередь… Он прекрасно рифмуется
с русским искусством 19 века… и с модернизмом, и в то же время
он на самом деле вписывается в постмодернистские подходы.

Сергей Попов
соорганизатор выставки, искусствовед

Выставка построена в обратной хронологии: сначала показаны поздние работы, а в конце — «мастерская» художника, с чего всё начиналось. Там находятся ранние наброски, шуточные скульптуры Касаткина и работы друзей-художников: Олега Васильева и Эрика Булатова.

В «мастерской» художника
В «мастерской» художника. Стеллаж в центре — скульптура «Фонтан», за ним на стене в большой раме шуточный автопортрет художника. Слева от него самодельные музыкальные инструменты.
Также в «мастерской» художника стоит холодильник с автографами известных современников Касаткина, гостей и друзей семьи.
Также в «мастерской» художника стоит холодильник с автографами известных современников Касаткина, гостей и друзей семьи.

Как мир реальный продолжается в картинах Касаткина

Концептуальное мышление художника проявляется в том, что он работает с плоскостью картины. Каждая работа создаёт эффект погружения зрителя в пространство картины, будто реальный мир продолжается в ней, а сама её плоскость — портал.

Почувствовать это можно, только стоя перед картиной в музее. Всё потому, что приёмы погружения не сработают через экран: нужно считывать не только смысл картины, но и смотреть вокруг нее. Полотна размером с человека, без рамок, размытые края полотен, игра света и тени, «картина в картине», отражения — всё вместе даёт ощущение безграничного пространства.

Выставка Николая Касаткина, которая работает только вживуюВыставка открывается двумя картинами: со шлагбаумом и заградительными знаками. Это решение несколько парадоксально, так как при открытии вас встречают преграды. Но зритель понимает, что при желании может обойти знаки. Шлагбаум и заграждения изображены на переднем плане почти в натуральную величину. Вблизи они кажутся настоящими, на границе мира в зале и мира в картине, где плоскость картины — портал. Уходящая вдаль дорога на заднем плане усиливает эффект погружения.

Жена художника, Зоя Николаевна, рассказала, что на одной из выставок посетитель даже нагибался и проверял, его эта тень или нет.
Жена художника, Зоя Николаевна, рассказала, что на одной из выставок посетитель даже нагибался и проверял, его эта тень или нет.

Эффект присутствия зрителя в картине достигается отражениями в окне и «тенями посетителей». Например, в работе «На групповой выставке» мы видим необычную скульптуру, литографию рано ушедшего из жизни поэта и рисунок задумавшейся пожилой женщины. Отражения в стекле показывают, что происходит здесь, в нашем мире. Падает тень от скульптуры, но главное – есть тень от зрителей по эту сторону. Так в картине раскрывается тема многослойности жизни, накладывание одной реальности на другую, что создаёт впечатление объёмной действительности.

Бывают художники, которые кроме своего эго ничего не показывают. Касаткин демонстрирует всё, кроме своего эго, делая картину максимально прозрачной, проницаемой, слоистой, многослойной, сложной, обращенной к человеку, который находится перед этой картиной.

Сергей Попов

Зоя Николаевна рассказала про случай на выставке Касаткина в Манеже: молодые люди смотрели на эту картину, как вдруг их осенило — «слушайте, это Виндовс».

Зоя Николаевна рассказала про случай на выставке Касаткина в Манеже: молодые люди смотрели на эту картину, как вдруг их осенило — «слушайте, это Виндовс».
Зоя Николаевна рассказала про случай на выставке Касаткина в Манеже: молодые люди смотрели на эту картину, как вдруг их осенило — «слушайте, это Виндовс».

Касаткин написал много работ, в которых ключевым стал приём «картина в картине». Каждый из нас знает такое состояние, когда, будучи на природе, начинаешь искать взглядом «удачный кадр». Интересно в этом плане самое большое полотно выставки — «Предвидение». Написано оно было в 1998 году, когда не существовало понятия соцсетей и инстаграмного мышления. На картине огромный пейзаж. Это — панорама природы, в которой обозначены фрагменты: слева получилось изображение разноцветного закатного неба, справа — сиреневатые сумерки. И то, и другое передаёт отдельно выхваченные состояния природы, однако в реальности они сосуществуют.

На переднем плане освещенный стог сена задвигает собой сумеречный пейзаж, из-за чего стог становится объёмным. В сочетании с безрамочностью возникает ощущение продолжения зала в пространство картины.

В верхнем правом окне можно заметить щель между рамой. Это тоже едва заметный портал. Из-за погружения в картину может появиться ощущение, будто из щели дует ветерок.
В верхнем правом окне можно заметить щель между рамой. Это тоже едва заметный портал. Из-за погружения в картину может появиться ощущение, будто из щели дует ветерок.

Приём «картины в картине» может быть не настолько явным. В картине «Август. Прощание с летом» на переднем плане застеклённое окно, через которое мы видим зелёную улицу. Что здесь картина: пейзаж снаружи или рама внутри? И то, и другое, и ещё каждое стёклышко, которое обрамляет часть видимой улицы, становится самостоятельной картиной, при этом собирая все части в единое целое.

Фигура на переднем плане настолько велика, что не помещается в холст — обувь упирается в край плоскости картины, ножки столика не до конца прорисованы. Мы этого не замечаем, потому что детали внизу не попадают в наше поле зрения. Нам кажется, что мы стоим за спиной художника и наблюдаем, как он работает, вживую.
Фигура на переднем плане настолько велика, что не помещается в холст — обувь упирается в край плоскости картины, ножки столика не до конца прорисованы. Мы этого не замечаем, потому что детали внизу не попадают в наше поле зрения. Нам кажется, что мы стоим за спиной художника и наблюдаем, как он работает, вживую.

Картина «Художник» — автопортрет. Николай Касаткин изобразил себя, работающего за холстом. Многослойность в картине создает свет. Есть освещенная комната художника, есть холст с изображением природы, а есть падающий свет, который обозначил на холсте часть — новую картину, свет отбрасывает тень от окна и художника на дверь — тоже мимолетная картина человека, наблюдающего за собой со стороны, а ещё свет прорывается сквозь занавешенное окно слева. Когда вдруг замечаешь в жизни такие явления и останавливаешься, приходит понимание богатства, изменчивости натуры и невозможности её зафиксировать.

Пейзаж, что открывается перед мальчиком, — та самая картина, которая будет ждать своего выхода долгие годы. Благодаря большому полотну мы ощущаем, что стоим за мальчиком, но уже в нашем пространстве.

Пейзаж, что открывается перед мальчиком, — та самая картина, которая будет ждать своего выхода долгие годы. Благодаря большому полотну мы ощущаем, что стоим за мальчиком, но уже в нашем пространстве.
Пейзаж, что открывается перед мальчиком, — та самая картина, которая будет ждать своего выхода долгие годы. Благодаря большому полотну мы ощущаем, что стоим за мальчиком, но уже в нашем пространстве.

В сердце экспозиции, зале под названием «Художник», находится последняя и важная для всего творческого пути Касаткина работа — «Начало» 2018 года. Эту работу художник писал 2 года. В ней он объединил многие смыслы и идеи своего творчества. Картина говорит о начале жизни, о том, что все мы родом из детства; о начале художника, когда он ещё не совсем художник, но что-то внутри его зацепило и требует выхода наружу; о начале картины, края которой уходят в белое, сливаясь с реальным миром.

Николай Касаткин Николай Касаткин

Вместо саммари

Мы разбирали устройство картин Касаткина — смотрели изнутри. Искусствовед и соорганизатор выставки Сергей Попов оценивает творческое наследие художника в целом, в контексте мирового искусства:

Я хочу акцентировать внимание на следующих вещах: во-первых, кажется, что это реалистичная выставка, которая не свойственна для Арсенала… Они здесь никогда не показывали персональных ретроспектив мастеров поколения шестидесятников. Никогда не показывали выставок, сфокусированных на живописи. И Касаткин очень нехарактерная, совершенно не подходящая фигура для того, чтобы репрезентировать и то, и другое… Он не попадает ни в нонконформизм, ни официоз, ни реализм, ни гиперреализм… С точки зрения живописи, это тоже очень нехарактерная выставка. Она не репрезентативная для того пути, который прошла живопись во второй половине 20 в. Она вообще не репрезентативна ни для какой живописи. Когда Касаткина пытаются втаскивать в 19 век, в архаику, реализм и соцреализм в том числе… это всё проваливается абсолютно, потому что он работает с проблематикой картины… И как раз эта выставка совершенно блистательно построена в том отношении, что, показывая, разворачивая на протяжении всей экспозиции этот нарратив, в конце он благодатно опровергается историей художника… И в начале оказывается, что всё было совсем по-другому.

Это один из вариантов через индивидуальные фигуры начать разговор о путях развития русского искусства: и советского, и нынешнего нового искусства. Касаткин будет в этом смысле художник установочный, потому что он прекрасно рифмуется с русским искусством 19 века, и с модернизмом, и в то же время он на самом деле вписывается в постмодернистские подходы…

…Касаткин, если под какие-то определения и попадает, то под определение концептуального художника в первую очередь… Одна только «картина в картине» — это один из нарицательных принципов постмодернизма, который Касаткин по-своему сформулировал…

Внутри самого Касаткина его искусство имеет свойство само себя перезапускать, показываться, обращаться к зрителю разными путями. Это искусство не существует без зрителя. Бывают художники, которые кроме своего эго ничего не показывают. Касаткин демонстрирует всё, кроме своего эго, делая картину максимально прозрачной, проницаемой, слоистой, многослойной, сложной, обращенной к человеку, который находится перед этой картиной.

…От себя и от галереи огромная благодарность Арсеналу, институции, с которой замечательно работать на всех этапах. И особенно куратору выставки Алисе Савицкой, которая совершенно пересмотрела Николая Ивановича.

Запись экскурсии: Наталья Лещёва
Текст, фото: Наталья Зиновьева
12+