[av_masonry_gallery ids=’125,126,127,128′ items=’4′ columns=’4′ paginate=’none’ size=’fixed’ gap=’large’ overlay_fx=’active’ container_links=’active’ id=» caption_elements=’none’ caption_styling=» caption_display=’always’]
[av_one_full first min_height=» vertical_alignment=» space=» custom_margin=» margin=’0px’ padding=’0px’ border=» border_color=» radius=’0px’ background_color=» src=» background_position=’top left’ background_repeat=’no-repeat’ animation=»]
[av_heading heading=’ГАЗ-СГ3 (ГАЗ-ТР) «Стрела»’ tag=’h1′ style=» size=» subheading_active=» subheading_size=’15’ padding=’10’ color=» custom_font=»][/av_heading]
[av_textblock size=» font_color=» color=»]
В 1954 году советские инженеры в Горьком впервые в мире установили реактивный двигатель от самолета-истребителя на автомобиль. Так появился ГАЗ-СГ3 (ГАЗ-ТР) «Стрела».
Идея создания автомобиля с реактивным двигателем пришла в голову конструктору Алексею Смолину в 1952 году. Получив от начальства добро на разработку, он приступил к работе над проектом, который в дальнейшем получил название ГАЗ-СГ3 (ГАЗ-ТР).
14 ноября 1954 года состоялись ходовые испытания ГАЗ-СГ3 (ГАЗ-ТР) на взлетно-посадочной полосе Горьковского военного аэродрома. К сожалению, из-за организационной ошибки испытания закончились аварией и серьезными повреждениями болида. Гонщик-испытатель Михаил Метелев отделался переломом пальца ноги. Более серьёзных травм удалось избежать благодаря авиационным ремням безопасности, применённым на автомобиле впервые в мире.
Проект Алексея Смолина значительно опередил аналогичные разработки американцев и европейцев и заслуженно стал первым в мире.
Общая информация об ГАЗ-СГ3 (ГАЗ-ТР) «Стрела»
- Конструкция – алюминий и дюраль. Из дюраля был сделан несущий каркас, а алюминий использовался для штамповки листов обшивки.
- Кузов – веретенообразный кузов, имевший антикрылья и киль (безрамный одноместный фюзеляж).
- Двигатель – ВК-1 от истребителя Миг-17 мощностью 1000 л.с. (имел тягу 2600 кгс).
- Расчётная скорость – 800 км/ч (из-за отсутствия специальной трассы и высокоскоростных шин максимальная скорость по программе испытательного заезда не должна была превышать 300 км/ч).
- Обозначение “ТР” – турбореактивный.
Проблемы и решения
- Отсутствие в СССР специальных скоростных шиндля подобных решений. Решение найдено не было.
- Стандартные дисковые или барабанные тормоза не могли быть применены для подобных нагрузок. Решением стал тормозной авиационный парашют.
- Отсутствие специальной испытательной трассы. В качестве основной трассы планировалось использовать поверхности дна солёного озера Баскунчак, которое находится в Астраханской области. К сожалению, из-за аварии работы над проектом прекратились, и испытания проведены не были.
[/av_textblock]
[/av_one_full][av_one_full first min_height=» vertical_alignment=» space=» custom_margin=» margin=’0px’ padding=’0px’ border=» border_color=» radius=’0px’ background_color=» src=» background_position=’top left’ background_repeat=’no-repeat’ animation=»]
[av_textblock size=» font_color=» color=»]
Ведущий конструктор: А.А. Смолин (принимал участие в проектах Победа-Спорт/ГАЗ-СГ1 и ГАЗ-Торпедо/ГАЗ-СГ2).
Испытатель: М.А. Метелев (автогонщик, двукратный чемпион СССР по автоспорту).
Книги по теме:
- Дмитрий Дашко, Алексей Рогачев “Скорость. Рекордные автомобили СССР”. 2013 — 248 с.
- Иван Падерин “ГАЗ 1932-1982. Русские машины”. 2011 — 496 c.
Дополнительные ссылки по теме:
[/av_textblock]
[/av_one_full]