Четыре выставки в «Арсенале» покажут, как выглядит бессмертие и как отражён быт в керамике, расскажут о мире из «Бумажных историй» и о проблемах армян через их национальное искусство. Три выставки идут до конца марта, одна закончится в феврале.
Выставка «БУМАЖНЫЕ ИСТОРИИ» (12.2018 — 24.03.2019)
«Бумажные истории» — выставка бук-арта, комиксов, зинов, гравюр, скетчбуков, рисунков авторов из различных городов России. На выставке присутствует коллекция лубка из Муромского музея, которая резко контрастирует с современным искусством. Лубок в значительной степени является предшественником опыта современных художников, работы которых и представлены на выставке и выполнены в таких техниках, как литография, шелкография, ксилография и др. Эти техники зародились очень давно, пройдя «сквозь века», и теперь приобрели новую форму, способную выразить представление о современной эпохе.
В каждой работе — своя история, и разделить эту экспозицию на несколько зон можно лишь условно. На первый взгляд, смешение стилей может привести в замешательство, тем не менее такая комбинация кажется интересной, хочется анализировать и сравнивать работы.
Выставка «SOMETHING ELSE. НОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СЦЕНА АНГЛИИ» (12.2018 — 24.03.2019)
Это — выставка работ выпускников ведущих британских художественных вузов. Живопись, керамика, графика, невероятные скульптуры и инсталляции имеют ряд общих черт и имеют отсылки к мифологическим сюжетам, классическим живописным образам, но при этом олицетворяют современный быт. Повседневность интерпретируется по-новому и вместе с фантазией художников находит свое отражение на холсте и в интересных керамических изделиях.
О значении керамики в искусстве очень точно сказал Уильям Риз: «Тактильные виды искусства переживают новый подъем… Мы видим, что керамика может быть и искусством, и ремеслом, и чем-то много большим. Освобождаясь от ярлыков, керамика может становиться инсталляцией, графикой, перформансом. Тонкая натура керамики проявляется в ее многогранности, бесконечной податливости, подобной самому используемому материалу в сыром виде».
Выставка «МЕХАНИЗМ БЕССМЕРТИЯ» (12.2018 — 24.03.2019)
«Механизм бессмертия» — новый проект Ивана Плюща, придуманный специально для пространства «Арсенала» и представляющий собой забытый выдуманный парк развлечений. Автор думал о том, какую форму может приобрести бессмертие. Работа над этой инсталляцией заняла целый год.
Сюжет складывается из двух частей: первая — сбитые в одно целое почти пятьдесят детских качелей, вторая — масштабная карусель с лошадками, напоминающая щупальца осьминога. Звуки, раздающиеся в зале и приглушенное освещение создают особенную атмосферу, от которой по коже бегут мурашки: будто это какой-то праздник, «который то ли уже закончился, то ли еще не наступил». Такое искусство рождает особые мысли у зрителей и способно менять их внутренний мир.
«Это карусель, освещенная гирляндами, которая не крутится, которая застряла в архитектуре… для меня „Бессмертие“ — наивная попытка победить время, осознанно прочувствовать прохождение по нему», — говорит Иван Плющ о своей инсталляции.
Выставка «EXTENSION.AM: ГЕОГРАФИЧЕСИЙ ОПЫТ» (23.01 – 27.02.2019)
В 1980-е годы в Армению проникли и в ней укоренились течения трансавангарда, поп-арта и абстракционизма, которые спустя время стали основой творчества, получившего интенсивное развитие.
«EXTENSION.AM: Географичесий опыт» — выставка красочного современного армянского искусства, в котором 17 художников выражают собственное отношение к искусству и национальной культуре, осмысляют прошлое и настоящее своей страны. Они обращаются к собственной истории, обычаям, повседневности, общественным процессам, исследуя и затрагивая важные социально-политические проблемы.
На выставке представлены работы, затрагивающие такие темы, как память, травмы, осмысление советского прошлого и пришедшей вслед за независимостью тревоги. В них чувствуется противостояние между активной художественной и социальной позицией художников.
Каждая картина по-своему отражает явление армянской живописи.
Фотографии и текст: Анна Коршак
16+