Считаются ли работы нейросетей искусством

0
3237

К 2019 году нейросети научились создавать музыку, рисовать картины, писать сценарии к фильмам и делать это все довольно хорошо. Но искусство ли это? Давайте разберемся.

Что такое нейронные сети

Нейронные сети — это математические модели, которые работают по тому же принципу, что и сети нервных клеток живого организма. Основной отличительной особенностью нейросетей от обычных алгоритмов вычисления является то, что они способны обучаться.

В любом случае, искусственные нейронные сети (ИНС)* довольно-таки далеки от возможностей человеческого мозга и мышления. Однако это не мешает им отлично существовать в различных сферах жизни. Естественно, ИНС не могут принимать какие-либо решения, которые с легкостью принимает человек, но они могут заменить человека в различных аспектах. Например, ИНС применяются в беспилотных транспортных средствах, они распознают картинки, также это робототехника, голосовые помощники (Siri, Алиса), охранные системы и другое. Кроме того, относительно недавно ИНС взялись за «творческую» деятельность.

* Нейронные сети — это один из способов машинного обучения. А машинное обучение — это одна из форм искусственного интеллекта. Фактически, если не вдаваться в подробности, ИНС и ИИ допускается использовать как синонимы.

Искусственный интеллект-художник

Искусственный интеллект попробовал себя в роли художника. В 1973 году программистом и художником Гарольдом Коэном был запущен проект AARON — это робот, который пишет картины. Изначально он использовал краски и холст, а затем «творил» и в цифровом формате. Ближе к 90-м годам AARON начал рисовать разными цветами и оттенками. Его картины стали неимоверно популярными, их начали покупать коллекционеры.

Всё же AARON может создавать только простые изображения. Это связано с тем, что робот-художник ничего не знает об окружающем его мире. Он как слепой от рождения человек, которого учить рисовать мир будет практически бесполезно. В любом случае, технологии развиваются. ИНС уже научились видеть и слышать, они загружают различные данные с камер, сенсоров и «понимают», что происходит в окружающем их мире.

Искусство нейросетей
Работа робота AARON

Искусственный интеллект в приложениях для смартфонов

Наверное, большинство пользователей системы iOS слышали про такое приложение, как Prisma. Вы загружаете фотографии, программа их обрабатывает, в итоге изображения ставятся стилизованными под шедевры известных художников. Это все благодаря исследовательской организации Bethge Lab, которая смогла обучить искусственный интеллект копировать и применять стиль известного художника к любой фотографии, которую вы хотите преобразить.

Последние месяцы в социальных сетях все чаще можно встретить людей, которые с помощью программы превратились в стариков. В этом вам поможет приложение FaceApp, в котором можно посмотреть на себя в старости. А в приложении Google Arts&Culture у вас есть возможность найти своего двойника среди произведений искусства, к тому же вы увидите процент вашего сходства с человеком, который там изображен и сможете прочитать всю информацию о шедевре. Всё это делает нейросеть.

Искусственный интеллект в приложениях для смартфонов

Музыка, созданная искусственным интеллектом

Google проявила интерес к компьютерам как музыкантам. Компания создала проект Magenta. Глава проекта Дуглас Эк рассказал о намерениях в первом посте блога, посвященного проекту:

«С помощью Magenta мы хотим исследовать обратную сторону — разработку алгоритмов, которые могут изучать как генерировать продукты изобразительного искусства и музыки, в перспективе создавая интригующий и артистичный контент своими собственными силами».

Предполагалось уделять особое внимание творчеству в сфере музыки и затем направить силы на креативность при работе с материалами в видео-формате и разнообразных визуальных медиа.

Magenta открыт для любого творческого человека, будь он программистом, музыкантом или композитором. Каждый может внести свой вклад в развитие такой музыки.

Проект функционирует на онлайн-платформе TensorFlow, которая дает открытый доступ к новым инструментам для работы с музыкой, и ею управляет искусственный интеллект.

Magenta демонстрирует возможности ИНС в музыкальной сфере. Уже сейчас созданы очень простые композиции, которые можно послушать.
https://www.youtube.com/watch?v=6ZLB2-_0Hxw

Вполне можно предположить, что в ближайшее время «робомузыка» поднимется на более высокий уровень.

Не только Google занимается созданием такой музыки. Дэвид Коуп, профессор Калифорнийского университета в Санта-Крузе, успешно обучает нейросети сочинять музыку и делает это уже более 50 лет. Они создают мелодии, опираясь на стили различных музыкантов.

Испанские ученые тоже не отстают, ведь их машины Iamus и Melomics109 научились создавать сложные музыкальные композиции.

Так, мысль о том, что через несколько лет музыку для всех успешных и знаменитых певцов будут писать не специально обученные люди, а нейросети, уже не кажется чем-то невообразимым.

Искусственный интеллект — журналист, ведущий новостей

Возможно, журналистам тоже несладко придётся в будущем, ведь уже сейчас машины с легкостью заменяют людей этой профессии в некоторых жанрах. Нейросеть отлично справляется с написанием аналитических текстов по теме финансов, спорта, ведь там главную роль играют цифры. Она уже разрабатывает материалы для всемирно известных изданий: Forbes, Yahoo News и Associated Press.

Автор The Guardian приводит в пример фрагменты из публикаций, которые написал искусственный интеллект: «Вторник был великим днем для Уильяма Робертса. Младший питчер показал идеальную игру, что принесло Вирджинии победу над Джорджем Вашингтоном на Дейвенпорт Филд со счетом 2:0».

Конечно, сложные и эмоционально окрашенные тексты нейросетям пока что не под силу. Сложно создать полноценный материал из множества фактов без каких-либо сюжетных связок. Но Росс Гудвин решил все-таки попробовать и дал ИНС проанализировать сценарии фильмов в жанре научной фантастики. Завершив анализ, система создала свой сюжет, который был использован для небольшого короткометражного фильма. Оскар Шарп снял этот фильм, он получился вроде бы забавным: три человека разговаривают странными и бессвязными фразами.

В Японии сейчас активно используют роботов в качестве ведущих новостей, и они выглядят как живые люди. Им не нужно платить зарплату, они не будут создавать конфликты в коллективе. Иногда их нужно проверять и исправлять ошибки в программах. Современная замена классическому журналисту? Посмотрим.

Искусственный интеллект — журналист, ведущий новостей
Робот-ведущая в Японии

Искусство ли это все?

Искусственные нейронные сети научились самостоятельно что-либо создавать, и результат их деятельности несомненно представляет интерес для людей. Но вопрос о том, можно ли их работу воспринимать как искусство, остаётся открытым. Мы спросили нижегородских искусствоведов, что они думают по этому поводу.

Андрей Амиров, социолог, преподаватель и художник:

«Нейросеть — это инструмент или технология, которая может применяться к любому виду деятельности. Например, с помощью шуруповерта можно строить дома, делать искусство, пытать людей и миллион разных дел ещё. Хотя, конечно, традиционно инструменты использует мастер, чье виртуозное владение этими инструментами принято оценивать. Однако уже давно есть технологии, которые создают что-то сами или при минимальном участии человека. Фотография самостоятельно создает изображение, радио и прочие проигрыватели воспроизводят мелодии без участия исполнителя. К подобным примерам мы уже привыкли, но и во времена глубокой древности мастерам помогали подмастерья, растирали краски, прописывали фон, силуэты. Авторство при этом приписывалось одному человеку или вообще никому, произведение искусства или литературы появлялось, обреталось как бы без участия чьей-то воли. Задуманные современные театральные постановки, инсталляции, видео и прочее создают армии инженеров, гастарбайтеров, шуруповертов, 3D-принтеров, роботов, компьютерных программ. Однако по старинке мы называем одного ответственного автора как единственного творца. Но это не так, да и таковым никогда не было. Так и за картинами, созданными нейросетью, стоят научные лаборатории.

Если говорить конкретно про современные эксперименты с нейросетью, создание картин и симфоний вряд ли можно считать искусством, это просто развитие инструментов и технологии или аттракцион с самодвижущимися куклами и заводными птицами. Очень интересны те художники, которые с помощью нейросетей осмысляют современные современное общество, новые медиа, пытаются создать принципиально новые интерфейсы для взаимодействия с IT-реальностью».

Анастасия Бирюкова, культуролог, журналист и сотрудница Галереи 9Б:

«Безусловно, как завещал Марсель Дюшан. Спор о том, что есть произведение, а что нет, для современного искусства мне кажется неактуальным. Everything is art. Если, конечно, вы не адепт академизма и для вас существует только живопись, графика и скульптура.

Если серьезно, то давно существует такое направление в медиаискусстве, как Generative art, где привычный творческий процесс заменяется работой алгоритмов, а на выходе получается (условно) дегуманизированный сверхоригинальный объект, и нейросеть в эту схему вполне вписывается. Условно — потому что и за алгоритмом, и за нейросетью стоит разработчик, плюс используемые визуальные элементы все-таки имеют свою историю, соответственно, могут быть дешифрованы через образцы, созданные настоящим человеком, из плоти и крови. Да и не машина нажимает на паузу, чтобы выбрать для представления зрителю интересные живописные комбинации. Но это уже частности. В целом, мне кажется, это — интересный кейс. Я хорошо представляю, как с работами, созданными нейросетями, можно выйти за пределы виртуальной среды в „классические“ пространства галерей и музеев, чтобы исследовать, начиная от общегуманитарных до более „внутренних“ артовых проблем, вроде авторства, творческого метода и диктатуры оригинальности.

Пара зарисовок на коленке в духе Маурицио Каттеллана. Представьте, что куратор смошенничает и выставит сгенерированные нейросетью картины, придумав фейковую личность художника удивительной судьбы. Он может быть партизаном, сектантом, душевнобольным, политическим заключенным, погибнуть от несчастной любви или в пьяной драке. Заметьте, что гораздо проще проникнуться произведением, если мы знаем биографию художника со всеми неурядицами и трагедиями, и это транслируется через творчество. Так можно вскрыть сознание современного обывателя, который мгновенно ведется на вау-истории, требующие сопереживания, но с более глубоким анализом у него плохо. Еще один ход: можно уничтожить ореол безусловной возвышенности, царящий вокруг сферы искусства как таковой. Те же картины, приглашенные высокие гости, шампанское, арфистка на заднем плане играет — и тут на сцену выходит художник и куратор, которые на „птичьем языке“ возносят выставку до небес, через слово упоминая Климента Гринберга, Жиля Делеза и Вальтера Беньямина. Эксперты многозначительно кивают, дамы падают перед картинами в экстазе, дилеры уже прикидывают многомиллионные прибыли. А потом бац — разоблачение. Миллионы дружно хохочут над новостью, сообщество арт-экспертов в ауте.»

Валерия Ершова
16+