Радиусный дом появляется в городе тогда, когда в нём кипит творческая жизнь, когда политика благоволит архитектуре, а проектировщики чувствуют себя художниками. В Нижнем Новгороде два таких дома: один – 1935-го года на Автозаводе, и другой – 1966-го на набережной Федоровского. Первый известен и любим, а второй – как секретная шкатулка для любителей городской истории, маленькая достопримечательность из таких, о которой «не все знают». Оба этих дома иллюстрируют две волны яркой художественной жизни, и в одном из них она продолжается до сих пор.
Необычная для здания форма полукруга – это явление конструктивизма. Объясним просто: к 1920-м годам творческая мысль архитекторов и художников ушла далеко в абстракцию и стремилась уйти ещё дальше от «типичного» жилища. Это не футуризм, но близко: жить в полукруглом доме, обедать в цилиндрической столовой, наслаждаться чёткостью здания в форме куба. С другой стороны строительного процесса находилась власть, которая искала пути рационализации и которой пришлись очень кстати простые формы и попытки организовать жизнь в новых формах. Это было и компактно, и идейно. Так появились первые конструктивистские дома и наш первый радиусный дом в Соцгороде ГАЗа.
В Соцгороде, по соседству с радиусным в «жёлтых домах» на проспекте Кирова, в детстве жил будущий архитектор дома на Федоровского Бенедикт Бастырев. Когда бомбили автозавод, на четвёртый этаж их квартиры, прямо в ванную, попал снаряд, который чудом не взорвался. Близкие говорят, что именно окружавшая его качественная архитектура определила выбор профессии. Кстати, учился он в Московском архитектурном университете вместе с Андреем Вознесенским.В год их выпуска – 1957-м – в институте произошёл пожар: сгорели все дипломные проекты. Пришлось вычерчивать их заново. Вознесенский, описывая эти события, говорит как будто об освобождении:
Пожар в Архитектурном!
По залам, чертежам,
амнистией по тюрьмам –
пожар, пожар!
Символично, что как раз с 1957 года начинается совершенно новая архитектура в Советском Союзе: борьба с излишествами закончена, в Новых Черемушках в этом году строят первую хрущёвку.
Второй радиусный дом в 1966-м относится ко второй волне конструктивизма. Всё почти так же, как в 20-е: Хрущёв стремится к дешевизне и простоте форм, не контролирует художественную жизнь в стране и допускает творческую оттепель. В 1960-е появляются и типовые «хрущёвки», и необычные по форме брутальные здания. Серый бетон и творческий подход к остеклению складываются в эффектную композицию, по отношению к которой теперь можно определять хороший вкус.
Как вы понимаете, и в первом, и во втором обращении к конструктивизму существовал не только минимализм в формах, но и доходящий до абсурда экономичный подход к использованию материалов. На такие ограничения у художников существует ответ: чем больше условий, тем интереснее результат. И вот что получилось у архитектора Бенедикта Бастырева, когда ему достался сложный участок на холме будущей набережной.
Набережная Федоровского создана в 1960-е. Это был грандиозный генплан, по которому холмы между оврагами застраивались в виде модернистского кремля: 14-этажные башни и стены из 5-этажек. Самая интересная часть этой «крепости» – радиусный дом, который обозначает поворот «прясла». Подобно настоящему Кремлю, он стоит на крутом рельефе, и именно рельеф вдохновляет архитектора на гениальное решение – вход через мостики.
Дом с мостиками, как его еще называют, – это самая необычная хрущёвка в Нижнем. Рельеф обусловил не только поворот панелей по радиусу, но и вход на разных уровнях. Поскольку внутренняя стена радиусного дома находится выше, чем внешняя, то с внешней стороны сделан вход в общественное пространство с уровня первого этажа, а с внутренней – вход в жилые квартиры, но уже со второго этажа. Чтобы не оставить для общественного помещения окна и не помещать первый этаж полностью под землю со стороны двора, вход в подъезды делается через мостики. Гениальное решение. Можно зайти в подъезд без ступенек, причём пол первого этажа находится не на уровне промерзания, а на целый этаж выше него. Если бы в доме были лифты, такое решение стало бы полностью инклюзивным, то есть позволяющим перемещаться в том числе на коляске.
Парадный фасад, обращённый к реке, – это полностью остеклённый первый этаж и пять этажей без претензии над ним. Подойдите поближе и вы увидите интересную отделку первого этажа. Видимо, архитектор рассчитывал на восприятие с уровня человеческого роста и сделал оригинальными только то,
что можно рассмотреть вблизи. Несущие конструкции выступают наружу, и стены обходят их не ровно, а ненавязчивым зигзагом. Стен на первом этаже нет, только стёкла, снаружи и внутри, а между ними – декоративная засыпка из гравия. Так выглядит едва заметное брутальное изящество советского модернизма.
Сейчас на месте бывшего магазина «Синтетика» на первом этаже располагается «Мобильная школа дизайна» — один из самых творческих офисов в Нижнем, а рядом — школа рисования «Арт-открытие». Мобильная – по-модернистски, то есть с гибкой планировкой и прозрачными стенами. Организатор школы Александр Казарин, переехав в радиусный дом, восстановил испорченные в 90-х интерьеры и сделал их снова светлыми и открытыми.
На витражные окна повесили плакаты с работами Малевича, чтобы обозначить авангардный и творческий дух этого места. Сейчас, на волне интереса к советскому наследию, это здание начинает привлекать исследователей и даже туристов. Например, его отметил в своей нижегородской экспедиции известный итальянский фотограф Роберто Конте, который снимает советскую модернистскую архитектуру 60-80-х. Прогуляйтесь к радиусному дому и посмотрите на него новыми глазами.
Ира Маслова
16+