Самая необычная хрущёвка в Нижнем — радиусный дом на Федоровского

0
4207

Радиусный дом появляется в городе тогда, когда в нём кипит творческая жизнь, когда политика благоволит архитектуре, а проектировщики чувствуют себя художниками. В Нижнем Новгороде два таких дома: один – 1935-го года на Автозаводе, и другой – 1966-го на набережной Федоровского. Первый известен и любим, а второй – как секретная шкатулка для любителей городской истории, маленькая достопримечательность из таких, о которой «не все знают». Оба этих дома иллюстрируют две волны яркой художественной жизни, и в одном из них она продолжается до сих пор.

Радиусный дом на Федоровского, фотография Димы Четыре
Фото: Дима Четыре

Необычная для здания форма полукруга – это явление конструктивизма. Объясним просто: к 1920-м годам творческая мысль архитекторов и художников ушла далеко в абстракцию и стремилась уйти ещё дальше от «типичного» жилища. Это не футуризм, но близко: жить в полукруглом доме, обедать в цилиндрической столовой, наслаждаться чёткостью здания в форме куба. С другой стороны строительного процесса находилась власть, которая искала пути рационализации и которой пришлись очень кстати простые формы и попытки организовать жизнь в новых формах. Это было и компактно, и идейно. Так появились первые конструктивистские дома и наш первый радиусный дом в Соцгороде ГАЗа.

Архивная фотография радиусного дом на Федоровского
Архивная фотография

В Соцгороде, по соседству с радиусным в «жёлтых домах» на проспекте Кирова, в детстве жил будущий архитектор дома на Федоровского Бенедикт Бастырев. Когда бомбили автозавод, на четвёртый этаж их квартиры, прямо в ванную, попал снаряд, который чудом не взорвался. Близкие говорят, что именно окружавшая его качественная архитектура определила выбор профессии. Кстати, учился он в Московском архитектурном университете вместе с Андреем Вознесенским.В год их выпуска – 1957-м – в институте произошёл пожар: сгорели все дипломные проекты. Пришлось вычерчивать их заново. Вознесенский, описывая эти события, говорит как будто об освобождении:

Пожар в Архитектурном!
По залам, чертежам,
амнистией по тюрьмам –
пожар, пожар!

Символично, что как раз с 1957 года начинается совершенно новая архитектура в Советском Союзе: борьба с излишествами закончена, в Новых Черемушках в этом году строят первую хрущёвку.

Второй радиусный дом в 1966-м относится ко второй волне конструктивизма. Всё почти так же, как в 20-е: Хрущёв стремится к дешевизне и простоте форм, не контролирует художественную жизнь в стране и допускает творческую оттепель. В 1960-е появляются и типовые «хрущёвки», и необычные по форме брутальные здания. Серый бетон и творческий подход к остеклению складываются в эффектную композицию, по отношению к которой теперь можно определять хороший вкус.

Как вы понимаете, и в первом, и во втором обращении к конструктивизму существовал не только минимализм в формах, но и доходящий до абсурда экономичный подход к использованию материалов. На такие ограничения у художников существует ответ: чем больше условий, тем интереснее результат. И вот что получилось у архитектора Бенедикта Бастырева, когда ему достался сложный участок на холме будущей набережной.

Набережная Федоровского создана в 1960-е. Это был грандиозный генплан, по которому холмы между оврагами застраивались в виде модернистского кремля: 14-этажные башни и стены из 5-этажек. Самая интересная часть этой «крепости» – радиусный дом, который обозначает поворот «прясла». Подобно настоящему Кремлю, он стоит на крутом рельефе, и именно рельеф вдохновляет архитектора на гениальное решение – вход через мостики.

Дом с мостиками, как его еще называют, – это самая необычная хрущёвка в Нижнем. Рельеф обусловил не только поворот панелей по радиусу, но и вход на разных уровнях. Поскольку внутренняя стена радиусного дома находится выше, чем внешняя, то с внешней стороны сделан вход в общественное пространство с уровня первого этажа, а с внутренней – вход в жилые квартиры, но уже со второго этажа. Чтобы не оставить для общественного помещения окна и не помещать первый этаж полностью под землю со стороны двора, вход в подъезды делается через мостики. Гениальное решение. Можно зайти в подъезд без ступенек, причём пол первого этажа находится не на уровне промерзания, а на целый этаж выше него. Если бы в доме были лифты, такое решение стало бы полностью инклюзивным, то есть позволяющим перемещаться в том числе на коляске.

Парадный фасад, обращённый к реке, – это полностью остеклённый первый этаж и пять этажей без претензии над ним. Подойдите поближе и вы увидите интересную отделку первого этажа. Видимо, архитектор рассчитывал на восприятие с уровня человеческого роста и сделал оригинальными только то,

что можно рассмотреть вблизи. Несущие конструкции выступают наружу, и стены обходят их не ровно, а ненавязчивым зигзагом. Стен на первом этаже нет, только стёкла, снаружи и внутри, а между ними – декоративная засыпка из гравия. Так выглядит едва заметное брутальное изящество советского модернизма.

Фотография радиусного дом на Федоровского от Александра Казарина
Фотография Александра Казарина

Сейчас на месте бывшего магазина «Синтетика» на первом этаже располагается «Мобильная школа дизайна» — один из самых творческих офисов в Нижнем, а рядом — школа рисования «Арт-открытие». Мобильная – по-модернистски, то есть с гибкой планировкой и прозрачными стенами. Организатор школы Александр Казарин, переехав в радиусный дом, восстановил испорченные в 90-х интерьеры и сделал их снова светлыми и открытыми.

Фотография радиусного дом на Федоровского от Натальи Зиновьевой Фотография радиусного дом на Федоровского от
«Когда мы вошли туда, – вспоминает первый преподаватель курса дизайна интерьеров Анна Качемцева, — мы увидели какой-то ужас: узкий фиолетовый коридор и маленькие комнаты влево и вправо, раскрашенные в насыщенные грязные цвета. Густо-оранжевый, мутно-бордовый – что-то невообразимое и очень неуютное. Мы снесли все эти самодельные перегородки и сделали свободные залы». Теперь здесь белые стены. В зале каллиграфии – каллиграфическая суперграфика, в зале интерьера – стеклянная перегородка, обозначающая проницаемость пространства, а в зале рисования – шторы, которые позволяют отделиться от происходящего вокруг, если процесс творчества того требует. На входе встречает портрет Дали в русском наличнике под оригинальной люстрой, тоже перекликающейся с модернистскими светильниками.

Фотография радиусного дом на Федоровского от итальянского фотографа Роберто Конте
Фотография итальянского фотографа Роберто Конте

На витражные окна повесили плакаты с работами Малевича, чтобы обозначить авангардный и творческий дух этого места. Сейчас, на волне интереса к советскому наследию, это здание начинает привлекать исследователей и даже туристов. Например, его отметил в своей нижегородской экспедиции известный итальянский фотограф Роберто Конте, который снимает советскую модернистскую архитектуру 60-80-х. Прогуляйтесь к радиусному дому и посмотрите на него новыми глазами.

Ира Маслова
16+