Нижегородский государственный академический театр драмы имени Максима Горького в 2018 году отметил 220 лет со дня своего основания. Его роль в формировании российского театрального искусства огромна. Это единственный театр в стране, на сцене которого, начиная с 1901 года, были поставлены все пьесы Максима Горького и отдельные инсценировки его прозы. В настоящее время в театре наряду с современными также идут классические постановки, многие из которых предстают перед зрителем в современной интерпретации.
Возникновение театра
До появления первого театра в Нижнем Новгороде центром развлечений было здание Дворянского собрания на Благовещенской площади (прим. ред.: сейчас площадь Минина и Пожарского). Затем в городе появился Нижегородский литературный кружок, на котором проходили театральные представления. Выступали там крепостные актёры князя Николая Шаховского, который в 1798 году вместе с труппой перебрался из Санкт-Петербурга на постоянное место жительства в Нижний Новгород.
В этом же году князь решил открыть в городе публичный театр, для чего велел перестроить один из своих домов на углу Большой и Малой Печёрских улиц. После реконструкции в здании появился театральный зал на 27 лож и 50 кресел, а также партер на 100 человек и верхняя галерея на 200 зрительских мест.
Однако перестроили дом довольно топорно, поэтому у современников убранство театра оставило не слишком приятное впечатление. Нижегородский писатель и земский деятель Александр Гассицкий отозвался о театре так: «Это было мрачное неуклюжее строение, с запахом лампового масла, с толстыми, без всяких затей, выбеленными брёвнами, связывавшими стойлообразные ложи, поддерживавшими крышу, с почерневшей от ветхости и копоти от ламп дверкой за кулисы… По обеим сторонам занавеса имелись две огромные и засаленные дыры, в которых во время антрактов постоянно виднелись чьи-нибудь глаза, даже иногда с носом, сопровождаемые двумя пальцами, облегчавшими наблюдения, виднелась кудрявая голова рабочего, имевшего обязанность поднимать передний занавес и патриархально высовывавшего иногда из-за косяка с лирами эту кудрявую голову…».
Небольшая площадь перед зданием — одна из двух в городе, вымощенных камнем — стала тогда называться Театральной. А 7 февраля 1798 года в Нижегородском публичном театре князя Шаховского состоялся первый спектакль по комедии Дениса Фонвизина «Выбор гувернёра». Актёрами были всё те же крепостные крестьяне из княжеской труппы — около ста человек. Репертуар театра тогда почти не отличался от столичного: помимо комедий туда входили балеты, оперы, водевили и трагедии.
Кризисное время
После смерти Николая Шаховского в 1824 году в театре возникли трудности: наследники князя были безразличны к сценическому искусству и содержать театр не видели смысла. В 1827 году антрепренёры (прим. ред.: содержатели либо арендаторы частного зрелищного предприятия театра, цирка и др.) перестали выплачивать аренду здания, и тогда два нижегородских театрала Распутин и Климов приобрели театр за 100 тысяч рублей вместе с декорациями и труппой.
С этого момента настали золотые времена нижегородской сцены. В Казани, Симбирске (прим. ред.: сейчас Ульяновск) и Саратове руководство местных театров считало за честь пригласить на свою сцену нижегородских актёров.
Блестящий период продолжался до 1838 года, когда начались постоянные смены антрепренёров. Многие актёры покинули труппу, упало качество постановок, убытки от содержания театра росли. И всё-таки, несмотря на это, нижегородский театр по-прежнему оставался в числе лучших в России. Так продолжалось до 1853 года, когда здание театра сгорело и труппа осталась без постоянной площадки.
Новое здание театра
Изначально, ещё в 1846 году, строительство нового нижегородского театра планировалось на Верхне-Волжской набережной, но император Николай I отвел место для него на Большой Покровской улице, а именно на Театральной площади. Однако реализовать проект не удалось, поскольку у города не было средств ни на покупку земли у её владельцев, ни на проведение строительных работ.
Новый театр появился на Благовещенской площади вновь в 1855 году. Изначально этот деревянный дом принадлежал промышленникам Кордюковым, а затем в 1851 году его купил купец Пётр Бугров. В 1852–1854 годах дом был перестроен и стал каменным трёхэтажным (прим. ред.: в разное время тут находились Городская дума и обком профсоюзов, из-за чего здание получило название «Дворец труда»). Изначально Бугров планировал использовать свой дом в качестве доходного, но нижегородский губернатор князь Михаил Урусов попросил купца сдать его под театр.
Дела театра шли плохо, антерпренёры не платили аренду своевременно, поэтому сын Бугрова, Александр, принял решение его закрыть. В 1862 году здание было выкуплено губернским предводителем Алексеем Турчаниновым, а после его смерти в 1863 году снова сдано под театр.
В 1894 году театр планировалось отремонтировать к Всероссийской промышленно-художественной выставке. Однако Николай Бугров, внук Петра Бугрова, не хотел, чтобы в унаследованном им доме на Благовещенской площади работал театр. Поэтому он и Городская Дума выделили деньги на постройку нового здания. Проект его по приказу Николая I разработал главный архитектор императорских театров Виктор Шретер. Руководил строительством молодой нижегородский архитектор Павел Малиновский.
«Я был в восторге от нового здания. Все в нём радовало меня. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, я забуду тернистый путь провинциального актёра, что здесь осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре», — писал Николай Иванович Собольщиков-Самарин, тогдашний театральный руководитель.
Давали оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» с участием молодого Фёдора Шаляпина. На спектакле присутствовали знаменитости: Максим Горький, Владимир Короленко, Пётр Боборыкин, Александр Маковский, Константин Коровин, Александр Попов и другие. А 1 сентября 1896 года драмой Александра Сумбатова-Южина «Листья шелестят» открылся новый театральный сезон.
Собольщиков-Самарин заведовал театром с 1893 по 1899 годы, а затем, после смены разных режиссёров в 1899-1924 годах, снова занял этот пост и руководил театром до 1945 года.
Вклад этого человека в нижегородское театральное искусство огромен. Помимо развития системы Станиславского, он ставил самые разнообразные произведения, от русской и зарубежной классики (62 и 22 спектакля) до пьес на темы революции и событий первых лет советской власти, которые были соответствующей данью времени (102 пьесы). Кроме того, он поставил почти все пьесы А. П. Чехова и 15 пьес А. Н. Островского. А наибольшим успехом у зрителей пользовались его постановки по произведениям М. Горького.
На сцене театра блистали такие великие актёры, как Александр Ленский, Вера Комиссаржевская, Марина Ермолова, Михаил Щепкин, Константин Станиславский. Именно здесь раскрылись дарования Любови Никулиной-Косицкой, которая стала потом актрисой Малого и Большого театров Москвы, и Полины Стрепетовой — в будущем примы петербургского Александринского театра.
Постреволюционное время
После революции 1917 года в области культуры и искусства произошли большие перемены. И в первую очередь преобразования затронули театр. К этому времени в Нижнем Новгороде уже имелись сложившиеся театральные традиции. Первые послереволюционные годы были достаточно тяжелыми: в тот период возникли серьёзные сложности с репертуаром и поиском средств для существования театра. Выход нашли в спектаклях по произведениям М. Горького «Васса Железнова» и «Мещане», которые собирали большое количество публики. Кроме них, в репертуар нижегородского театра входили произведения В. В. Маяковского, пьесы А. П. Чехова «Чайка» и «Вишневый сад», трагедии В. Шекспира.
Театр успешно гастролировал по стране, выступал в крупных населённых пунктах Горьковской области. С 1932 года и до конца 1930-х годов Горьковский драматический театр оставался наиболее выдающимся творческим коллективом в регионе.
В 1936–1940 годах театр возглавлял Ефим Александрович Брилль, а в 1940–1942 годах — Владимир Захарович Масс. В это время Н. И. Собольщиков-Самарин работал в театре художественным консультантом.
Театр в годы войны
С 17 мая по 22 июня 1941 года Горьковский драматический театр гастролировал в Москве. Закрытие гастролей совпало с роковым днем — 22 июня.
В 12 часов начался дневной спектакль — уже успевшая понравиться москвичам «Зимняя сказка» Шекспира. И в то же время по радио прозвучало сообщение Молотова о нападении нацистской Германии на нашу страну. После первого антракта зал постепенно опустел, а вечерний спектакль отменили. Администрация театра и актёры сразу же решили возвращаться в Горький.
Труппа с большим трудом покидала Москву. Уже начинались перебои в движении поездов. Добирались кто автомобилем, кто пароходом по каналу Москва-Волга, а кто и по Оке. Когда весь коллектив собрался в Горьком, было принято решение отказаться от очередного отпуска и продолжить работу в театре. Именно в тяжёлое военное время раскрылась сильная и глубокая связь театра со зрителем. Для игры на сцене во время войны часто выбирались спектакли, способствующие поднятию духа и патриотическому настрою.
Первый военный сезон ознаменовался постановками произведений «Приказ по фронту» Георгия Мдивани, «Козьма Минин» Валентина Костылёва, «Фельдмаршал Кутузов» Владимира Соловьёва и другими. Зрительный зал каждый раз был переполнен, что свидетельствовало о высокой потребности людей в искусстве.
Труппа театра работала без выходных. Вместо отдыха артисты выступали в госпиталях, воинских частях, колхозах в разных районах области и на других значимых объектах.
В военные годы режиссёры также активно ставили спектакли по произведениям Максима Горького. С успехом шла пьеса «Мещане», а в 1942 года возглавивший художественное руководство Николай Покровский выпустил один из своих лучших спектаклей — «Варвары». А в следующем году режиссёр Всеволод Лермин выпустил в новой редакции спектакль «Враги».
К 150-летию А. Грибоедова Н. А. Покровский поставил бессмертную комедию «Горе от ума» и сам исполнил роль Чацкого в нескольких премьерных спектаклях. В марте того же года Покровский начал репетиции пьесы Алексея Николаевича Толстого «Иван Грозный». Премьера состоялась в середине мая, через несколько дней после победы над фашистами.
Великая Отечественная война победоносно завершилась. Четыре военных сезона театр держался изо всех сил, продолжая сохранять традиции.
Позднесоветский период
В послевоенное время театр сделал акцент на русской классической драматургии. Многое из показанного в предыдущие годы обрело новую трактовку. Ставились пьесы И. С. Тургенева, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Николай Покровский установил традицию — ежегодно выпускать спектакли по пьесам М. Горького.
С 1956 года режиссёром стал Меер Абрамович Гершт. В 1968 году театру было присвоено звание «академический», а его постановки не раз удостаивались престижных премий. Среди творческих работников театра того времени — лауреаты почётных званий и наград Нижнего Новгорода, заслуженные и народные артисты России. Кроме того, в 1983-1985 гг., 1987, 1989, 1990 годах труппа театра выезжала с гастролями в различные российские города.
Наше время
Начиная с 1998 года, театр принимал участие во многих фестивалях, где постановки и задействованные в них актёры получили заслуженные награды.
С 2006 года труппа продолжила выезжать на гастроли. В 2011 году в Нижнем Новгороде был возобновлен Российский театральный фестиваль им. Максима Горького, который проходил здесь в 1958 , 1968, 1984 и 1993 годах.
Сейчас директором театра является заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии имени Н. И. Собольщикова-Самарина и премии Нижнего Новгорода Борис Кайнов. С 2004 по 2012 гг. художественным руководителем был народный артист России Георгий Демуров, который пришёл в Драму молодым актёром в 1965 году.
В 2018 году были проведены строительные работы по обновлению фасада театра. Это первая масштабная реставрация фасада с 80-х годов XX века. После неё проводились косметические ремонты, но это решало проблему только на время.
Репертуар театра регулярно обновляется. В программе есть постановки по произведениям М. Горького, А. П. Чехова, А. Н. Островского, В. Шекспира. Кроме того, актёры играют спектакли и по пьесам современных писателей, драматургов и сценаристов: Нины Прибутковской, Юрия Полякова, Эфраима Кишона, Жорди Гальсерана.
Полина Быстрова
12+