Ангелы, бесы и люди, или Немного о героях спектакля «Солдатики» в театре «Преображение»

0
2329

Нашумевший среди обожателей театрального искусства спектакль «Солдатики» в постановке заслуженного артиста РФ Андрея Ярлыкова – событие, поистине заслуживающее внимания.

«Солдатики» – это постановка по пьесе Владимира Жеребцова «Подсобное хозяйство». Действие разворачивается в 80-е годы прошлого века на космодроме Байконур, а точнее, на его окраине — «безбрежная Казахстанская степь, … сооружение, представляющее из себя элементарный сарай». Декорации очень реалистично воссоздают образ этого сарая, в котором и происходит основное действие спектакля.

Алексей Пятаков, Александр Куксов, Станислав Фокин
Алексей Пятаков, Александр Куксов, Станислав Фокин

Несомненный плюс постановки заключается в том, что нижегородский театр «Преображение», в котором творят талантливейшие люди, камерный — зритель оказывается в самой глубине событий и словно сам становится героем пьесы. Лёгкое волнение сменяется трепетом, искренней радостью, горькой печалью, а под конец появляется чувство надежды, с которым зритель покидает театр.

Ангелы, бесы и люди или Немного о героях спектакля «Солдатики» Ангелы, бесы и люди или Немного о героях спектакля «Солдатики»
Тема спектакля стара как мир и всегда актуальна — борьба между добром и злом. Его персонажи, как все мы в повседневной жизни, находятся на грани выбора между темной и светлой стороной жизни, выгодой для себя и искренней помощью другому человеку, дружбой и ненавистью. Кто-то делит героев на ангелов и бесов, а вот что говорят по этому поводу актеры театра «Преображение»:

— Расскажите, как это – играть отрицательного героя?

Андрей Голошапов: Бес не отрицательный герой лично для меня, это просто человек с тяжелой судьбой. В каждом из нас есть и хорошее, и плохое. В этом герое есть что-то светлое, но жизненные обстоятельства довели его до состояния, когда он готов проявить эгоизм. Нужно быть адвокатом своей роли, когда играешь отрицательного героя.

Спектакль актуален для нашего времени, несмотря на эпоху, в которой разворачивается действие. Стоит ли делить героев на ангелов и бесов?

Андрей Голошапов: Почему? Нет. На самом деле, все мы с вами хорошие люди, просто мы общаемся со всеми по-разному. И, к сожалению, мы все сейчас закрыты, как люди в чехлах, и боимся раскрыться: знаем, что можно обжечься однажды, и замыкаемся в своих проблемах. Я не считаю эту пьесу библейской, то есть я не могу сказать, что Новиков — Иисус, а Бес – олицетворение дьявола. Нет, Бес — это человек, который очень четко чувствует своё время и необходимость перемен. Он говорит, что повсюду обман, и мы никогда не придем к коммунизму, в этом он очень умен. Возможно, это олицетворение выходца 90-х, но всё-таки не жестокого бандита, так как в нем все-таки есть светлые черты и их можно развивать. Неизвестно, почему он находится в такой ситуации и как он попал на службу именно в эту часть. Он когда-то был сержантом, и мы не знаем, кто его окружал тогда и в каких обстоятельствах он находился. Это человек, который приспособился к жизни и, в то же время, попал под влияние атмосферы, царящей в армии.

Что каждый из вас вынес из своей роли? Что скажет, например, Станислав Фокин, сыгравший Хруста?

Станислав Фокин: Нам в жизни иногда вредит быть упертым как баран. Это свойство часто мешает нам адекватно оценивать реальность и ведет нас не по тем дорогам. Хруст (от слова «хрустеть», надломиться из-за давления нравов) — персонаж, который не хочет слушать Новикова (от слова «новое»). Он очень добрый, но не чувствует своё время, как Бес. Это простой парень из Новоивановки, в ста километрах от Тюмени. Проходит много времени, прежде чем он понимает, что Новиков говорит о правильных ценностях, учит его нужным вещам.

Образ Новикова — это образ ангела, что-то необычное для нашего времени, к чему стоит стремиться?

Алексей Пятаков: Нет, это человек, он ко всем по-человечески относится и в Бесе он не видит подлеца и мерзавца, как Хруст. Если бы Новиков подольше пообщался с Бесом, то понял бы его. Он ко всем относится с душой. И он же говорит, что Аня просто несчастная женщина. Хруст скажет, что она проститутка, Бес скажет, что она проститутка, а Новиков видит в ней человека, и в Бесе он, скорее всего, увидел бы человека.

Станислав Фокин: Новиков отличается от Беса и от Хруста тем, что думает не только о себе. Бес ищет выгоду и Хруст по-своему её ищет, изворачиваясь, не слушая никого, а Новиков читает людей, как книги, и стремится им помочь.

Алексей Пятаков: А «ангел», «бес» — это метафоры, которые ложатся на жизненную историю.
Несомненно, это сложная история, и каждый прочтет её по-своему, будь то зритель или актёр. Но одно остается неизменным: она обязательна к просмотру, потому что затрагивает очень важный вопрос: «Как оставаться человеком при любых обстоятельствах?».

Татьяна Любшина