Многие из нас читали (а некоторые и учили наизусть) описание главного героя из первой главы «Евгения Онегина»:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно (…)
А. С. Пушкин с натуры описал примерного, можно даже сказать образцового представителя петербургской дворянской молодёжи. Читателям того времени не приходило в голову сомневаться в том, что этих качеств достаточно для принятия человека в светском обществе, причем принятия благожелательного.
Мы знаем, что для дворян 1820-х годов умение хорошо танцевать было признаком хорошего воспитания и, следовательно, пропуска в общество. Пушкин же конкретизирует, его герой умел легко танцевать именно мазурку. Позже в романе мы ещё не раз встретимся с этим танцем: в описании петербургского бала именно мазурку застаёт прибывший туда Евгений, и на балу у Лариных именно её исполняют гости. Очевидно, что для поэта мазурка – это непременный атрибут любого бала, настолько привычный, что без нее танцев он не мыслит.
Что же такое мазурка? Словарь нам скажет, что это польский народный танец, который имеет живой и яркий характер, и что музыка мазурки делится на три счёта. Точная дата появления мазурки в бальных залах за пределами Польши неизвестна, однако можно быть уверенным, что к 1820 году ближайшие соседи польских земель – Россия и восточная Германия – вовсю её танцевали.
Главным способом исполнения бальной мазурки в то время была мазурка на четыре пары. Они вставали по сторонам небольшого квадрата, после чего давался знак музыкантам, чтобы те начали играть. Можно было встать не одним квадратом, а несколькими, если желающих набиралось достаточно. В этом случае каждый квадрат танцевал самостоятельно, не смешиваясь с другими.
Одна из четырёх пар объявлялась главной. Обычно это были самые опытные и умелые танцоры. После общей фигуры, в которой участвовали все четыре пары (обычно это был общий круг), первая пара демонстрировала какую-нибудь фигуру, которую затем должны были повторить все остальные. После чего вновь шла общая фигура и затем ещё какой-нибудь сюрприз от первой пары, и так далее, пока танцоры не устанут. Учителя танцев рекомендовали ограничиться двумя-тремя фигурами, чтобы мазурка не длилась слишком долго, но к этим советам мало кто прислушивался.
В фигурах первая пара (особенно первый кавалер, именно он вёл фигуру) показывала всю свою фантазию. Обычно это были проходы, вращения и разного рода невинные обманы, когда кавалер начинал фигуру с одной дамой, но, в определённый момент подхватывал даму из соседней пары, на ее месте оставляя свою, или танцевал уже с двумя. Неудивительно, что опытный мазурист, способный разнообразно и необычно провести мазурку, ценился на вес золота. Ему могли простить грубость манер и даже неопрятный костюм.
В описании мазурки на балу у Лариных читаем:
Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошел (…)
Если бы дамы были в сопровождении кого-то из родителей, то это могло бы быть приглашением на танец, но Буянов им не родственник, так что, скорее всего, Пушкин описал фигуру мазурки, в которой кавалер подводит двух дам к другому, и тот выбирает, с какой из них он будет дальше танцевать. Это значит, что после прохода с Ольгой Онегин возьмёт ещё одну даму и подведёт их обеих к следующему кавалеру, чтобы тот тоже сделал свой выбор.
При этом Пушкин пишет, что Евгений ведёт свою даму «скользя небрежно». Это новая мода, которая уже царит в Петербурге: скользить на мазурке вместо того, чтобы громко топать и лихо прищёлкивать каблуками. В книге о танцах, изданной в 1825 году, мы можем прочитать, что топанье на мазурке уже устарело и считается признаком дурновкусия, а танцевать следует, легко и неслышно скользя по залу.
Мазурка была долгим танцем, привычно было танцевать её полчаса и даже дольше. При этом кавалер то стоял рядом с дамой, дожидаясь, пока фигуру танцуют другие и развлекая её беседой, то танцевал, демонстрируя свою ловкость. Неудивительно, что именно мазурка была настоящим «танцем страсти и любви». И также неудивительно, что выбор Онегиным Ольги во время фигуры мазурки стал для Ленского предпоследней каплей. Последней было приглашение её же на котильон – в то время, пожалуй, единственный танец, в котором можно побыть наедине и пообщаться даже больше, чем во время мазурки.
Занятия проходят по адресу Проспект Гагарина, 97, корпус 2, на 4-м этаже корпуса Инженерного факультета НГСХА. Приглашаются все желающие. Телефон для справок: +79519010389 (Андрей Господчиков, председатель КРИТ 2017 года).
Материал и фотографии предоставил Андрей Господчиков, председатель КРИТ.