Максим Дмитриев родился в деревне Повалишина в 1858 году, воспитывался у бездетного крестьянина из Рязанской губернии. Как все сельские мальчишки, учился в церковно-приходской школе. Когда он её окончил, в семье не осталось денег. Чтобы сводить концы с концами, Максим пел псалмы на похоронах и плёл корзины. Однако он умел ловить реальность объективом так, что этим восторгался весь мир. Талант помог ему выбиться в люди.
Максим Дмитриев обучался ремеслу у московского фотографа
В 14 лет Максим переехал в Москву, где работал в посудной лавке. Но его мать хотела для сына лучшего будущего. Поэтому она уговорила московского фотографа Михаила Настюкова взять её сына в подмастерья. Она не думала, что её сын будет фотографом, ей хотелось, чтобы он освоил хоть какое-то ремесло. Однако с выбором профессии она не прогадала.
Вначале Максим чистил стекла для изготовления фотопластинок, которые использовали до фотопленки. Уже через несколько месяцев ему доверили наклеивать отпечатки и исправлять дефекты на фотографиях — у него это хорошо получалось.
Когда Дмитриеву исполнилось 16, Настюков взял его с собой на Нижегородскую ярмарку. Они фотографировали людей в павильоне. Там он познакомился с фотографом Андреем Карелиным. Этого фотографа знали в России и Европе, и он был не против обучать Дмитриева.
Через 3 года Настюков перестал заниматься фотобизнесом, Дмитриев расторг с ним договор и поехал в Нижний работать с Карелиным. На работе Дмитриев не только освоил новые навыки, но и заработал денег, чтобы начать своё дело.
Максим Дмитриев открыл фотоателье в Нижнем со второй попытки
В 1881 Дмитриев открыл фотоателье на Большой Покровской. Но через полгода он поссорился со своим компаньоном, Галиным, и вышел из дела. Денег у него не осталось, но он не опустил руки. До 1886 он работал фотографом в Орле и Москве, а когда скопил нужную сумму, снова открыл фотоателье в Нижнем. Оно стало шестым по счёту в городе.
Максим Дмитриев арендовал дом купчихи Пальцевой на бывшей Осыпной улице. Специально для фотографа домовладелица построила новый двухэтажный флигель на месте небольшого старого. Там и сделали фотопавильон. Фотолаборатория и зал ожидания клиентов находились на втором этаже основного здания, а на третьем — Дмитриев с семьёй.
На входе в мастерскую будущий клиент видел образцы работы мастера в большой стеклянной витрине. Фотографии были развешаны и вдоль крутой лестницы, которая вела клиентов на второй этаж в светлый павильон.
Дмитриев стал известным в России после юбилейной фотовыставки в Москве
Дмитриев стал известным после Всероссийской юбилейной фотовыставки в Москве. Там он представил 53 фотографии крупного и среднего формата на разные темы. На них стояли ценники и адрес его фотоателье — Дмитриев рассчитывал на коммерческий успех. И не прогадал: фотографии покупали прямо на выставке, а клиентов прибавилось.
Дальше следует фотовыставка в Петербурге, которую организовало Русское техническое общество. Экспозиции Дмитриева «Волжская коллекция» посвятили доклад на заседании общества. Также он получал высшие награды на фотовыставках в Одессе и Казани.
В творчестве Дмитриева преобладал реализм, за что его критиковали
В 1892 году Дмитриев участвовал в Парижской международной фотографической выставке, где к прочим работам он добавил фотографию «Арестанты на строительных работах». За неё Дмитриев получил золотую медаль.
Из-за того, что Дмитриев фотографировал людей всех слоев, его критиковали за реализм. Граф Ностиц, обозреватель выставки, писал в журнале «Фотограф-любитель»:
Удивляюсь, как г. Дмитриев не избрал другого сюжета, чтобы послать на Парижскую выставку. Из-за того только, что полутона хорошо вышли на рубашках арестантов, ещё не следовало послать и выставлять в Париже эту семейную сцену. Недоставало ему… выставить ссыльно-каторжных на пути в Сибирь. Теперь, увы, на Руси тоже преобладает реальная школа.
Дмитриев освещал проблему голода в Нижнем Новгороде
Максим Дмитриев трудился над серией фотографий, посвящённых неурожаю в Поволжье. Он добирался до районов, которые пострадали от засухи и эпидемий, и снимал семьи в тифозной горячке, старые крестьянские дома без крыш, голодающих людей. Были и фотографии врачей, медсестёр, учителей — тех, кто помогал несчастным.
Дмитриев — главный городской фотограф своего века
Дмитриев состоял в Нижегородской губернской учёной архивной комиссии (НГУАК) и делал иллюстрации для краеведческого музея. Петербургская Академия художеств просила комиссию прислать в столицу изображения местных памятников: кремля, монастырей, храмов, старых зданий. Их снимал Дмитриев. Он фотографировал Георгиевскую башню и новый Ромодановский вокзал, снимал виды городских улиц.
«Волжская коллекция» — главный труд фотографа
В 1894 году Максим Дмитриев снимал Волгу от истока до устья, а также сёла, города и достопримечательности вдоль берега. Дмитриев сделал сотни кадров с холмов и возвышенностей. Он потратил на работу 10 лет жизни и много денег. Они так и не отбились, зато фотографии из этого цикла стали главными в творчестве фотографа.
Бесславный конец: советская власть испортила жизнь фотографу Дмитриеву
К 1929 году частные фотосалоны в СССР национализировали или закрыли. Дмитриева причислили к промышленникам, потому что он использовал наёмный труд. Поэтому он должен был платить большие налоги. Вскоре ателье просто отобрали и национализировали.
Когда в 1933 Дмитриев хотел перевезти свой личный фотоархив из ДТК домой, местные власти запретили это и конфисковали у фотографа около 7000 негативов. Некоторые из них потеряли. «Утешительным призом» для Дмитриева стала должность павильонного фотографа и заведующего художественной частью фотоателье.
Последние годы Дмитриев жил в доме у своего зятя. Максима Петровича похоронили на «Бугровском» кладбище Нижнего Новгорода, неподалёку от могилы своего наставника, фотографа Карелина.
Сергей Тюгайкин
16+