Ромодановский (Казанский) вокзал в Нижнем Новгороде

0
5729

Жители Нижнего Новгорода хорошо знают это здание в конце улицы Черниговской. Гости же города непременно должны его увидеть. Ведь бывший Ромодановский вокзал – одно из красивейших строений не только в нашей стране, но и во всей Европе.

А. Голикова. Ромодановский вокзал, 2018.
А. Голикова. Ромодановский вокзал, 2018.

История создания Ромодановского вокзала

В 1896 году в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка, на которой власти города предложили начать строительство новых железнодорожных путей и, конечно же, вокзала.

К концу 19-го века уже имелась одна железная дорога, соединявшая Москву и Нижний Новгород. На очереди стояла следующая задача – связать наш город с Мордовией и Поволжьем.

Среди различных вариантов предлагалось, например, построить мост через Оку и уже по нему проложить пути. Но решили, что лучше будет протянуть линию вдоль правого берега реки. Сам вокзал при этом планировали разместить близ пристани, где происходила погрузка на суда муки с мельниц предпринимателей Башкировых и Дегтярёвых. (К слову, мельницы эти стоят до сих пор).

Лучшего места для вокзала нельзя было и представить: по соседству располагались гостиницы, магазины, кипела торговля.

Кто был архитектором и главным инженером?

Ромодановский вокзал построило Общество Московско-Казанской железной дороги. Работами руководил знаменитый инженер-путеец Григорий Будагов – один из создателей проекта Транссиба. Однако имя того, кто спроектировал Ромодановский вокзал, до сих пор остаётся неизвестным.

Архитектор Ромодановского вокзала неизвестен.
Работами руководил инженер-путеец Григорий Будагов – один из создателей проекта Транссиба.

Наш современник, доктор исторических наук Николай Филатов пытался найти хоть какие-то сведения в архивах, но получить ответ ему так и не удалось. Известно лишь, что на заседании Нижегородской Думы 11 мая 1900-го года инженер Толмачёв ознакомил депутатов с проектом. Вероятно, проект был составлен кем-то из московских архитекторов.

Ромодановский вокзал

История названия

Изначальное название вокзала произошло от названия посёлка Ромоданово в Мордовии. В XVII веке он имел три названия: Кош-Помра (с общемордовского — «сухая роща»), Никольское (по названию церкви) и Ромоданово. Последнее представляет собой название-антропоним, произведённое от фамилии князей Ромодановских — владельцев села. Об этом свидетельствует «Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича, данная стольнику князю И. И. Ромодановскому на пожалованные земли» (1622) в д. Кош-Помра Алатырского уезда.

В 30-е годы вокзал переименовали в Арзамасский, а позже – в Казанский.

Позже вокзал стал именоваться Казанским, поскольку здание когда-то стояло на Казанской площади (во времена СССР площадь Чапаева). Впоследствии именно это название стало официальным.

Ещё раньше сменила название станция Ромоданово. Сперва она называлась Тимирязево, затем её переименовали в Красный Узел (последнее название сохранилось до сих пор). До 1945 года вокзал относился к Казанской железной дороге, а после был передан Горьковской ж/д.

Как шло строительство Ромодановского вокзала

Место, отведённое под вокзал и железнодорожные пути, представляло собой узкую полосу земли. С одной стороны расстилалась Ока, с другой – поднималась крутая возвышенность. Довольно узко. Между тем на вокзале планировалось принимать как пассажирские, так и товарные поезда, поэтому нужно было задействовать каждый сантиметр площади. Сортировать и составлять поезда решили на соседней станции.

Возводить здание вокзала начали в 1900 году, рассчитывая закончить через два года. Рабочие жили рядом со стройкой, в специально построенных для них бараках. Трудились здесь как вольные люди, так и множество арестантов под надзором тюремных смотрителей.

Когда половина работ была уже проделана, природа решила внести в строительство свои коррективы: в октябре 1901 года сошёл оползень на Окском косогоре. Чтобы ликвидировать его последствия, понадобилось три года.

Ромодановский вокзал планировали строить 2 года — с 1900 по 1902. Но сошедший оползень замедлил работы, поэтому строительство завершилось в 1904 г.
Ромодановский вокзал, зима 2018 года
А. Голикова. Ромодановский вокзал, 2018.

Трудности перевозок

После сошедшего оползня нужно было срочно восстанавливать железную дорогу, а Окский косогор никак не поддавался строителям. Он вынудил их искать новые инженерные решения и создавать целую систему дренажных тоннелей. Поэтому 22 декабря 1901 года от Мызы на юг было открыто движение по временной схеме. Первый пассажирский поезд с нового вокзала ушёл лишь 5 июля 1903 года.

Первый пассажирский поезд отправился с вокзала 5 июля 1903 года.

Из-за продления работ Ромодановский вокзал пустовал. Пассажирам приходилось довольствоваться тем, что могла им предложить тогдашняя Мыза – наскоро переоборудованным под вокзал рабочим бараком.

Самым трудным делом оказалась разработка проекта путей между Мызой и Нижним Новгородом. Нужно было сделать так, чтобы поезда осилили крутой подъём на косогор. Для этого построили особую дренажную систему: на участке от вокзала до станции Мыза вручную пробили 39 штолен (они сохранились до сих пор). Наиболее протяжённая из них уходит под землю на глубину 1600 метров.

Впоследствии пассажиры, особенно дамы, изрядно нервничали, когда составы шли по этому пути. Пусть скорость поездов не превышала 40 км/ч, а движение осуществлялось только в светлое время суток, людям всё равно казалось, что вагоны вот-вот покатятся под откос.

Зато из окон можно было наслаждаться прекрасными видами. Не случайно и дорогу эту, и Ромодановский вокзал упомянул в своём путевом очерке «Волга и Кама» писатель Леонид Андреев.

Ромодановский вокзал

Архитектура вокзала*

Здание вокзала относится к стилю поздней эклектики XIX века – времени так называемого «предмодерна». Характерная черта – наличие «кубоватых» башенок. (Такие же можно увидеть, например, на здании нижегородской биржи.) Строение выглядело впечатляюще на фоне типичной «купеческой архитектуры» города и вызывало у местных жителей гордость.

Здание вокзала, построенное в стиле поздней эклектики, выгодно выделялось на фоне типичной «купеческой архитектуры».

Ромодановский вокзал до революции

Сообщение от Ромодановского вокзала по железной дороге становилось всё более оживлённым. Составы ходили в Лукоянов, Харьков, связывали Нижний Новгород со станцией Тимирязево в Мордовии. К моменту прибытия поездов рядом с вокзалом собирались извозчики, чтобы развезти пассажиров по домам.

Вскоре после того как вокзал открылся, началась Русско-японская война. И с Ромодановского стали отправляться поезда на фронт. 25 марта 1904 года с вокзала уехали первые санитарные отряды.

Помимо обычных пассажиров, железной дорогой пользовались и предприниматели, которые отправляли до Ромодановского вокзала свои товары. Так, известный нижегородский купец Емельян Башкиров — владелец макаронной фабрики и нескольких мельниц — стал одним из первых клиентов, заказавших железнодорожную перевозку зерна.

Чаще всего путь грузов был таким: сначала их доставляли в Нижний Новгород по железной дороге, а дальше с пристани отправляли по реке на склады.

М. Дмитриев. Ромодановский вокзал.
М. Дмитриев. Лицевой фасад с подъездом.

Использование вокзала: от СССР до наших дней

После революции Нижний Новгород перешёл в руки «трудового народа». Вокзал в это время использовали активно, особенно часто пассажиры ездили по направлению на Харьков. В конце 30-х годов количество поездов увеличилось: они ходили в Рузаевку, Арзамас и «Металлист» (Павлово). В 50-е годы появилось и стало популярным ещё одно направление – Казань.

В 1961 году построили Сартаковский мост через Оку. Поезда дальнего следования начали ходить по нему, поэтому с Ромодановского (Казанского) вокзала теперь отправлялись только пригородные поезда, перевозившие дачников. Часть помещений оказалась невостребованной и была отдана под институт студентам-железнодорожникам.

В 1965 году были ликвидированы ромодановские локомотивное и вагонное депо, но вокзал продолжал принимать поезда вплоть до февраля 1974 года – до нового оползня. Последний на этот раз не только перекрыл железнодорожные пути, но и опрокинул трамвай. Тогда и было принято решение – закрыть вокзал.

Железнодорожное полотно разобрали. Здание покинули сначала студенты, а потом и сотрудники Горьковской железной дороги.

После закрытия Ромодановский вокзал не раз фигурировал в исторических фильмах. Здесь, например, проходили съемки сцены сериала «Хождение по мукам» (1977 г.), также вокзал можно увидеть в фильме «Мать» с Инной Чуриковой.

Книга: Ромодановский вокзал. 110 лет истории
Ромодановский вокзал. 110 лет истории. Издательство «Кварц», 2014.

В 2014 году вышла богато иллюстрированная книга издательства «Кварц», посвящённая 110-летию начала регулярного пассажирского сообщения от Ромодановского железнодорожного вокзала в Нижнем Новгороде.

Новая жизнь Ромодановского вокзала

В 1993 году вокзал признали архитектурным памятником регионального значения. Однако средств на его восстановление в 90-ые у города не было. Здание ветшало и производило тягостное впечатление.

В 2003 году «умирающий объект» приобрёл Владимир Крупнов, владелец компании «НоваКард». Нужно отдать ему должное: после приобретения исторического здания за бесценок, предприниматель потратил около миллиона долларов на его реконструкцию.

Работами руководил архитектор Виктор Зубков, который по старинным фотографиям Максима Дмитриева** сумел восстановить все детали прежнего Ромодановского вокзала. Купол пришлось переделывать трижды, чтобы он получился точь-в-точь таким, как прежде.

Заслугу Виктора Зубкова и его коллег-архитекторов по достоинству оценили. Авторы реставрации получили бронзовый диплом 13-го фестиваля «Зодчество-2005».

Журнал Forbes назвал Ромодановский вокзал красивейшим старинным зданием, отданным под производство.

Сегодня в здании вокзала находятся завод и офис компании «НоваКард» по производству пластиковых карт. Площадь завода составляет 4 000 м2. Внутри офис оформлен в современном стиле, однако пропускная система очень строгая, поэтому полюбоваться зданием жители и гости города могут лишь снаружи.

Наталья Зиновьева
12+


Материалы статьи собраны из открытых источников. Некоторые факты отредактированы в соответствии с данными из книги «Ромодановский вокзал. 110 лет истории». Большая часть информации была проверена, но по некоторым вопросам остались сомнения. Если вы нашли вы нашли в тексте неточность или ошибку, сообщите нам: info@novation-nn.ru.

* Информацию по стилю и примеры предоставил архитектор, преподаватель ННГАСУ Александр Гребенников.
** Максим Петрович Дмитриев – нижегородский фотограф XIX — XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики.