В Нижегородском художественном музее 15 декабря открылась выставка «Лучший ученик Айвазовского. Михаил Алисов», которую посетила наша редакция. Информации в интернете о художнике было мало, повсюду присутствовала привязка к Айвазовскому, и меня начинали одолевать сомнения по поводу ценности выставки. Однако музей смог удивить.
Всего в экспозиции 32 работы: 30 полотен привезены из московской частной коллекции, 2 взяты из фондов музея. Художник не оставил ни воспоминаний, ни писем о своей жизни, а большая часть его работ была утрачена. Отличительная особенность выставки и заслуга кураторов в том, что они смогли собрать то немногое, что осталось от творчества Алисова, и воссоздали его биографию.
Отдельно хотелось бы отметить труд Ларисы Александровны Пятко – старшего преподавателя кафедры индустрии моды и художественных технологий ИПТД – филиала ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет». Лариса и ее ученицы Лена Петрухина и Маша Рудинская нашли внуков художника, которые жили в Нижегородской области в Кстовском районе. Знакомство с ними в 2008 году послужило отправной точкой для большого исследования. Воспоминания внуков были положены в основу работы и дополнены фактами из архивных документов. Так по крупицам была воссоздана биография их знаменитого деда.
Ниже история художника Михаила Алисова, его детей и внуков, записанная по рассказу Ларисы.
Внук забытого художника
Когда Лариса впервые пришла к Владимиру Владимировичу, она работала в школе и хотела показать ученицам изостудии, как пишет самодеятельный художник, как составлять каталоги картин, как делать замеры. Чтобы девочки поняли, что художником просто так не становятся, что всегда есть предпосылки к творчеству, Лариса задала Владимиру вопрос: «У вас ведь кто-то ещё в семье писал?» И получила спокойный ответ: «Дедушка работал с Айвазовским». Внезапно. Это поставило в тупик, разумеется, она не поверила и спросила, есть ли тому доказательства. Художник немного обиделся, но принёс фотографию 1903 года деда, Михаила Алисова. С неё и началось исследование творческого пути художника-мариниста Михаила Александровича Алисова.
Алисов, а не Алисов
На основании документов из архивов РГИА было выяснено, что род берёт своё начало в 1621 году от предка старооскольских дворян Алисовых – Петра Васильевича, современника царя Василия Шуйского. Род Михаила Алисова занесен во вторую часть родословной книги дворян Курской губернии 1638 года (роды военного дворянства).
Путь в художники ему заказан
Михаил Алисов родился в Харькове в 1859 году. Начальное художественное образование получил в родном городе у одной из первых женщин-художников М. Д. Раевской-Ивановой. Алисов хотел продолжить свой путь как художника, однако у отца были на сына свои планы. Он хотел продвинуть его на военном поприще, так как не престижно было мужчине с дворянским титулом заниматься творчеством. В 1885 г. Михаил даже поступал во Владикавказскую военную прогимназию, но выдержал экзамен только через год, так как с первого раза не сдал экзамен по истории.
После исполнения воинской повинности и учебы в военной прогимназии Михаил не оставил мечту быть художником и поступил в августе 1887 года в Императорскую Академию художеств в класс к Ю. Ю. Клеверу. Как следует из переписки с Ялтинским историко-литературным музеем, в Академию художеств племянника привез его дядя, г-н Г. П. Данилевский – историк, тайный советник, автор известных романов «Сожженная Москва», «Княжна Тараканова» и др.
Ученик Айвазовского
Отучившись год в Академии художеств, Михаил уехал в Крым, где работал под руководством И. К. Айвазовского в его мастерской в Феодосии.
Стоит отметить, что, находясь на протяжении долгого времени под влиянием и мастерством уже состоявшегося известного художника, Алисов сумел сохранить свой почерк и не стал копиистом. Его картины эмоциональны, душевны. По сравнению с патетическими полотнами Айвазовского, работы Алисова были скорее камерными.
Например, на вопрос, почему именно Алисов, один коллекционер ответил: «Я выбрал художника, с которым мне приятно жить».
По словам внуков, их дед и его знаменитый учитель не ладили. Ведь Айвазовский сумел выйти в люди, хотя происходил из низов, Алисов же – из дворян. По-видимому, это часто вызывало разногласия.
Творческий и жизненный путь
На первых порах творческая судьба Михаила Алисова складывалась весьма удачно. Работы художника украшали многие ялтинские дома. Известно, что было 3 персональные выставки художника. В 1900 году, уже после смерти Айвазовского, состоялась первая большая персональная выставка Алисова из 132 работ в Харькове. Потом последовали ещё две выставки: в 1902 и 1903 годах. На этом всё. Лишь в 1912 году Ялтинское общество садоводов заказало у Алисова несколько картин, которые позднее вошли в серию открыток «Флора Крыма».
Однако художника не пощадила революция, сказались дворянские корни. Дальше – хуже. Во время Первой мировой войны, когда происходила эвакуация художественных произведений из музея, в вагон, перевозивший полотна Алисова, попал снаряд. Почти всё самое ценное было уничтожено. Это было ударом для художника и наложило отпечаток на его карьеру.
Творческий и жизненный путь художника закончились, увы, в нищете. Наступил 1917 год, пополнение коллекций, вообще культура и традиции меценатства отошли на второй план, да и дворянское происхождение точно не играло на руку. Чтобы хоть как-то прожить, художник даже писал маленькие пейзажи на гальке и продавал их.
Большую часть жизни Михаил Александрович с семьей прожил в Ялте на улице Аутской, там же и скончался. По данным державного архива Крыма, Михаил умер в Ялте от миокардита в 1933 году, хотя внуки считают в 1937.
Неравный брак
О семейной жизни Алисова известно немного. Михаил был женат дважды. Второй раз женился в возрасте примерно 40 лет. Жена Екатерина происходила из греческой диаспоры и была почти на 20 лет моложе супруга. Внучка Алисова – Варвара так описывала бабушку: «Она была красивая жгучая брюнетка. Был её портрет под вуалью. Но где он сейчас, не известно».
Отец остался недоволен выбором сына, так как невеста была не под стать их социальному положению, и лишил Михаила дворянских привилегий.
Как род Алисовых попал в Нижний Новгород, или Дети Михаила и Екатерины
У Михаила и Екатерины было трое детей. Два мальчика и девочка, тоже Варвара, как и мать художника. Судьба сына-революционера неизвестна, а дочь умерла в возрасте 18-20 лет от чахотки. Остался только Владимир Михайлович, военный лётчик, судьба которого также была непростой.
Во время войны он был несправедливо осуждён (по ошибке спутали с однофамильцем), воевал на передовой. Потом, когда все выяснилось, его оправдали и предлагали восстановить звание и уехать на Новую землю. Владимир не согласился. Он служил дальше на сверхсрочной в ВМФ, получил орден Красной Звезды. В 1946 году Владимир переехал в Нижний Новгород и жил там на Гребешке, а в 1952 переехал с семьёй в посёлок Дружный Кстовского района, где и остался.
У потомков не сохранилось ничего от знаменитого деда, кроме фотографии 1903 года. Жили бедно, и нужно было на что-то содержать большую семью. Потому картины Михаила Алисова продавали, в том числе в Москву.
У Владимира Михайловича было 6 детей, среди которых Владимир Владимирович и Варвара Владимировна, ныне все покойные. Есть правнуки, одна из них, Елена, живет в Нижнем Новгороде.
Не менее интересна личность супруги Владимира Михайловича. Жена его, Татьяна Антоновна, в девичестве носила фамилию Хрущёва. Есть ли прямые связи, доподлинно неизвестно. Известно только, что во время войны семье помогал дядька с Украины, а как Брежнев пришёл к власти, то помощь и связь прекратились.
За чертой бедности
Владимир Алисов и Варвара Михеева – дети Владимира Михайловича и внуки Михаила Александровича – жили вдвоём в посёлке Дружный. Варвара была парализована, оба без семьи, брат ухаживал за сестрой. Жили крайне бедно, даже ниже прожиточного минимума. Причём в посёлке никто не знал, что их соседи – внуки художника Али́сова, потому и называли всегда А́лисовыми. Внуки же не исправляли и не распространялись о своих корнях. Видимо, боялись что-либо разглашать о себе, чтобы вновь избежать последствий. Возможно, мы бы ничего и не узнали о Михаиле Алисове, если бы не встреча с Ларисой.
При её поддержке также были организованы в 2009 году в городе Кстово в МБУ КЦНК «Берегиня» две выставки работ Владимира Владимировича. Вторая, в октябре 2009 года, называлась «Связь времен». На ней были представлены живописные полотна В. В. Алисова, а также работы его деда М. А. Алисова в виде фоторепродукций (из открытых интернет-источников). Были даже репродукции картин И. К. Айвазовского, которые любезно предоставил нижегородский филокартист В. К. Смирнов. Еще раньше нижегородцы узнали об интересных связях нашего земляка с известным дворянским родом из статьи «Его дед работал с Айвазовским», опубликованной в газете «Нижегородские новости» в апреле 2009 года. Такое внимание к Владимиру и его деду помогло внуку воспрянуть духом и снова поверить в себя как в художника.
Результаты исследования Л. Пятко и ее учениц Е. Петрухиной и М. Рудинской были представлены в 2010 году на Всероссийском конкурсе исследовательских работ им. В. И. Вернадского в Москве. В 2017 году этой информацией заинтересовались московские искусствоведы, занимающиеся биографией М. А. Алисова. Так, на открытии выставки М. А. Алисова в «Центре искусств. Москва» в октябре 2017 года широкой публике впервые стали известны ранее не опубликованные факты жизненного пути художника-мариниста. А теперь выставка проходит в Нижнем Новгороде.
Благодаря исследованию, удалось восстановить много фактов из жизни Михаила Алисова, найти его работы и оформить всё в большой каталог. Владимир и Варвара получили его в подарок и были очень счастливы, ведь их дед почти воспрянул из небытия, и теперь их историю будут помнить.
Наталья Зиновьева
Материалы предоставлены Ларисой Александровной Пятко, старшим преподавателем кафедры индустрии моды и художественных технологий ИПТД – филиала ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», исследователем творчества М. А. Алисова