Киберспорт: перспективная индустрия или развлечение?

0
188

С каждым годом киберспорт набирает всё больше оборотов в России и мире, и уже сейчас средний возраст игроков 21-26 лет, которые проводят в среднем более 6 часов за онлайн-играми. С ростом популярности этого вида спорта каждый год стали проводиться международные миллиардные турниры по различным онлайн-играм. Так, например, в августе 2018 года прошел турнир The International 2018 по игре Dota 2 Championships, призовой фонд которого составил более $25 миллионов, а общий призовой фонд всех турниров уже превысил отметку в $1 миллиард. Что вчера считалось развлечением — сегодня серьезная индустрия.
Киберспорт в России и мире

Киберспорт (англ. eSports или electronic sports) — вид соревнования и подготовки к соревнованиям с использованием компьютерных технологий, где игра предоставляет среду взаимодействия игроков, создающую равные условия соперничества игрока с игроком или между киберспортивными командами.

Все ли онлайн-игры можно считать частью киберспорта? Конечно, нет, поскольку здесь есть важный аспект. Киберспортивными дисциплинами можно считать игры, в которых удача и «случайные стечения обстоятельств» играют наименьшую роль, в то время как опыт и умение (скилл, англ. skill — мастерство игрока) — наибольшую.

Такие известные игры, как Dota 2, серия игр Counter Strike, PUBG (PlayerUnknown’s Battlegrounds), Fortnite Battle Roуale, League of Legends, World of Tanks и другие являются частью киберспортивных дисциплин.

Киберспорт в России и за рубежом

В России приказом Министерства спорта России от 29 апреля 2016 года № 470 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» киберспорт вошел в реестр.

В Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) одной из специальностей обучения является «Теория и методика компьютерного спорта». Также в Высшей школе экономики существует специальность «Управление киберспортом». Окончив вузы по этим специальностям, выпускники могут стать организаторами турниров по онлайн-играм, судьями, киберспортивными менеджерами и т. д. Российским школьникам пока предлагается либо проходить различные онлайн-курсы по киберспорту, либо посещать специальные секции.

За рубежом для многих киберспорт стал привычным занятием. В странах Европы, а также в США работают летние лагеря, проводящие курсы по киберспорту. Кроме того, в Штатах не редки случаи, когда родители нанимают репетиторов по популярной игре Fortnite Battle Roуale, кaк cooбщaeт USA.ONE, поскольку считают, что будущее — за киберспортом.

Международный Олимпийский Комитет уже пару лет обсуждает возможность вхождения киберспорта в олимпийскую программу. «Подавляющее большинство опрошенных нами экспертов (83,7%) считают, что на данный момент киберспорт не должен быть включен в программу Олимпийских игр», — отметили в PwC.

Про деньги киберспортсменов

Серьёзные игроки из профессиональных команд находятся на контракте, для них это уже профессиональный вид деятельности. В каждой дисциплине свои бюджеты, которые складываются из средств спонсоров, партнёров, призовых и других доходов команды.

Если средний игрок не в основном составе, то и заработок будет весьма скромным, а если и вовсе не известный, то тут придётся содержать себя самому. Многие игроки зарабатывают с помощью стримов (потоков, англ. stream – трансляция действий, происходящих на компьютере или игровой консоли в режиме реального времени), на которых им донатит (жертвует, англ. donate — делать пожертвования) их аудитория. И да, часто бывает, что стримы приносят больше денег, чем сам киберспорт.

Ребята, снимите розовые очки, киберспорт — это работа и дисциплина. В противном случае всё, что вы делаете, — это хобби, которое вы почему-то называете для себя киберспортом. Завтра вы уйдёте в стримеры.

Вне зависимости от того, какой вы игрок, вы можете зарабатывать на своей аудитории и популярности, размещая рекламу у себя на странице в соцсетях и во время стримов. В связи с этим доходы игроков всегда будут непостоянными, но если вы посмотрите на таблицы призовых, топовых игроков, то увидите суммы в миллионы долларов. У ребят из России всё скромнее — уже в миллионы рублей. Опять же, не забывайте про индивидуальный доход не от призовых.

Компания PwC (PricewaterhouseCoopers) оценила текущий объем рынка киберспорта в более чем $800 миллионов (+30% относительно 2017 года). По прогнозам компании, в 2022 году данный рынок вырастет до $1,58 миллиарда (со среднегодовыми темпами роста в 18,4%).

Сумма за 2018 год складывается из:

  • спонсорских контрактов — $277 млн,
  • продажи медиаправ — $188 млн,
  • рекламы на стримах — $163 млн,
  • пользовательских платежей — $129 млн,
  • реализации билетов — $55 млн.
Киберспорт в Нижнем Новгороде
NNGL, QWERTY

Киберспорт в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде также существует киберспортивная лига, где проводятся соревнования по различным онлайн-играм. Главный судья Нижегородской киберспортивной лиги Михаил Капустин рассказал нам о работе подобных организаций: «Наша киберспортивная лига базируется и основывается на работе компьютерного клуба QWERTY — единственного клуба в городе. Помимо места для турниров, это хорошая площадка, куда может прийти любой человек: студент (для занятий учебной деятельностью), просто игрок, а также нас могут посетить команды по компьютерным видам спорта для тренировок».

Михаил рассказал нам об участвующих командах подробнее: «Количество команд на соревнованиях всегда разное. Обычно мы ограничиваем турнирный день на 16 команд, либо распределяем турниры на несколько дней, в том числе и с отборочным туром онлайн. В этом случае идет ограничение до 64 команд.

В основной массе игроков, конечно, нижегородцы, но во время крупных турниров к нам приезжают команды из других городов: Москвы, Казани, Владимира, Мурома, Уфы, а также из всех уголков Нижегородской области».

В заключение Михаил отметил, что будущее киберспорта в нашем городе весьма неоднозначно: «Проблема в том, что мы проводим турниры на общественных началах: команды платят взносы за участие в турнирах, и из этих денег складывается призовой фонд турнира и оплачивается аренда клуба. Таким образом, развитие киберспорта происходит очень медленно в отличие от других городов России. Но я надеюсь, что наш город станет собирать больше онлайн-игроков и что будут проводиться более масштабные турниры».

Если готов тренироваться, оттачивать свой скилл, работать в команде и подчиняться правилам, то киберспорт — хороший вариант. И не важно, живёшь ты в Нижнем Новгороде или области, у тебя есть возможность выйти на всероссийский или международный уровень.

Полина Быстрова
16+