Дом купца Павла Климова — один из первых в Нижнем Новгороде, украшенный деревянной резьбой

0
2982

Дом купца Павла Климова по адресу Большая Печёрская, 35 был построен в 1870 году в Нижнем Новгороде. Архитектор — Роберт Килевейн. Особняк Климова одним из первых в городе получил декоративную резьбу на фасаде (глухая резьба), одновременно с этим ознаменовав переход в Нижнем к новой архитектурной эпохе — эклектике. Правда, эклектике не академической, что делает это здание уникальным памятником архитектуры.

Дом Павла Климова на Большой Печёрской, 35 (Нижний Новгород)
Дом Павла Климова на Большой Печёрской, 35. На фасаде — глухая резьба. Фото: Наталья Зиновьева

Заказал дом купец Павел Климов

Павел Дмитриевич Климов — сын купца первой гильдии, городского головы Дмитрия Климова. У них была семейная усадьба на ул. Рождественской, 36, однако Павел захотел построить свой жилой дом. Он заказал планы-фасады у Роберта Яковлевича Килевейна. От утверждения проекта до завершения строительства прошёл всего год.

Дом Павла Климова — представитель «археологического» направления антиакадемической эклектики

История создания дома Климова как раз-таки интересна, ведь из названия видно, что он представляет особое направление эклектики.

Вообще эклектика — это взяли всего из предыдущих стилей понемногу и смешали. Этот стиль — логичное продолжение классических традиций, когда хотелось украсить строгую классику многообразием известных мастеру форм.

Так вот, у эклектики в архитектуре было две разновидности: академическая и антиакадемическая.

Академическая эклектика включала все варианты «классицистических стилей» — неоренессанс, необарокко, поздний классицизм. Причём, что характерно для Нижнего Новгорода, эти приёмы использовали не только для каменных зданий, но и для деревянных.

Антиакадемическая эклектика — это когда решили обращаться к истокам, искать народное и реализовывать это в архитектуре. То есть своеобразный «русский стиль». Это значит, что преобладало в основном дерево (типичный деревянный Нижний), были украшения в виде резьбы, наличников.

Однако «русский стиль» подверг критике Лев Даль. Он же стал основоположником «археологического» направления в «русском стиле».

Лев Даль был сыном Владимира Ивановича Даля, который одно время жил и работал у нас в Нижнем Новгороде. Читайте в нашей статье, сколько полезного составитель словаря русского языка сделал для нашего города.

Лев Владимирович Даль (1834—1878)
Лев Владимирович Даль (1834—1878) — архитектор, исследователь русского деревянного зодчества

Роберт Яковлевич Килевейн (1825-1895)
Роберт Яковлевич Килевейн (1825-1895) — нижегородский губернский архитектор

Архитектор Лев Даль с «археологической» антиэклектикой оказал влияние на работы Роберта Килевейна

Лев Даль исследовал народную архитектуру Поволжья и активно работал в Нижнем Новгороде. Его помощник, архитектор Роберт Яковлевич Килевейн попал под влияние наставника.

Он так увлёкся исследованием, что украсил дом купца Павла Климова глухой резьбой. Она была характерна для народного зодчества Нижегородского Поволжья.

Глухая рельефная резьба — это резьба с непрорезным (глухим) фоном, высоким рельефным узором и почти не имеющая плоских участков поверхности.

Позднее влияние Даля прослеживалось и в других работах Килевейна.

Дом Климова — один из первых в Нижнем, где использовали глухую рельефную резьбу. Он — уникальный памятник «археологического» направления антиэклектики в Нижнем Новгороде.

Многие другие здания, построенные в других направлениях антиэклектики не сохранились.

Выделяющийся фасад дома Климова
Выделяющийся фасад дома Климова: глухая резьба, двойные «венецианские» окна, фриз с растительным рисунком. Фото: RaisaYum, Wikimedia Commons.

Особенности и значимость дома Павла Климова для Нижнего Новгорода

На первом этаже дома находились служебные помещения. Второй этаж был жилой.

Второй этаж имел большие зеркальные боковые «ризалитные» выступы под треугольными фронтонами — двойные «венецианские» окна. На фасадах «ризалитных» выступов выполнены резные вставки — та самая глухая резьба.

Под карнизом ризалита проходит фриз с растительным рисунком. На нём изображены изгибающиеся ветви с резными листьями.

Внешний вид дома Климова не являлся стилизацией под старые образцы, а был творческой авторской переработкой русских народных традиций.

Также дом был одним из первых, где использовали элементы древнерусского зодчества. То есть дом — образец перехода российской архитектуры от романтизма к новой эклектике.

В этом особая значимость дома Климова для истории жилой архитектуры Нижнего Новгорода и отечественного зодчества середины 19 века вообще.

6+