Печное дело: как строили печи раньше и где обучиться этому сегодня

0
7288

Многие предметы домашнего обихода используются по сей день: в основном, это кухонные принадлежности. Но далеко не все устройства, придуманные задолго до XXI века, «дожили» до современности. Так, необходимо выделить и русскую печь как один из уникальных элементов жилищ. Это чудо-устройство настолько закрепилось в быту людей, что стало частью русского фольклора: печь фигурировала в притчах, пословицах и поговорках.

На протяжении многих веков она не утратила свои полезные функции: обогревает дом, служит местом для приготовления пищи и местом отдыха. Состоятельные люди всячески украшали печи, превращая их в произведения искусства. Во многих купеческих домах, дворцах и усадьбах можно увидеть печи невероятной красоты.

В наше время печи и печное дело не утратили актуальность. Этому ремеслу активно учат, а профессиональные мастера никогда не сидят без работы. В статье мы расскажем историю печного дела и то, где и как ему можно обучиться в Нижнем Новгороде.

История русских печей
Василий Максимов «Крестьянская изба», 1869

История печного дела

Проведенные в 1940-х годах археологические исследования в районе Старой Ладоги позволили специалистам составить картину устройства старорусского жилища. Обнаруженные остатки убранства старорусских жилищ, в том числе и печей, датируются IX-X веками.

Печь представляла собой части каменной кладки из необработанных валунов и без применения какого-либо скрепляющего раствора. В старых домах такие печи стояли в углу дома и служили очагом для приготовления еды и обогревателем.

Предположительно, печи на Руси стали изготавливаться еще в IX веке, а стандарт русской белой печи появился в XVII веке.

Вплоть до XV века в избах топили «по-черному», что приносило неудобство хозяевам: из-за отсутствия трубы вся сажа и копоть скапливались на потолке и стенах жилища, и весь дым выходил через открытую дверь на улицу. Вследствие этого печь получила название «курной», а для её укрепления стали применять глиняный раствор. Рельеф плиток у этих печей был терракотового цвета. На них обычно изображали растительные орнаменты. Завершалось украшение печи побелкой.

Уже в XVI веке люди стали возводить деревянные трубы, так называемые дымницы, но их неправильная установка часто приводила к пожарам.

Следующим шагом в улучшении печей стало возведение специального колпака, соединяющего устье печи с отверстием в потолке. Стандарт русской белой печи появился в середине XVII века, когда дымоходную трубу стали выводить наружу. В моду вошли муравленые изразцы или с нанесением глазури зеленого оттенка. С этого же времени печи стали украшать красивыми сюжетными картинами, а производство цветных изразцов с разнообразными рельефами увеличилось.

В больших городах использовался другой тип печи — так называемый огненный ящик. Такой вид предусматривал специальные отверстия: одно для дров, второе для дымохода. Обычно сторона для растопки в простенке выходила в сени, а боковые стороны — в комнаты. Их часто украшали изразцами. Такие печи можно было увидеть в различных дворцах и усадьбах. Они даже сохранились в некоторых музеях.

Развитие печного дела началось с указов Петра I. Именно при нем в домах стали устанавливать голландские печи, а в городах появляться заводы по производству строительных материалов, в том числе кирпичей и изразцов.

После воцарения Петра I в моду вошли голландские печи, которые стали стандартом. Квадратная по форме кирпичная печь имела вертикальные дымоходы и варочную панель для приготовления еды. А с 1718 года царским указом Петра I запрещалось устанавливать «курные» печи в домах.

В 1736 году дымоходы стали делать горизонтальными. Такая схема называлась «змеевик» и изменила предыдущий вид печи. Спустя четыре года вид дымохода снова изменился из-за выявления недостатков старой системы. Так появилась отопительная печь с колодцами, с вертикальными последовательными дымооборотами. Печи декорировали более плоским рельефом в виде портретов, медальонов, геральдических щитов.

К концу XVII века печи стали делать двух- и трехъярусными, украшенные изразцами с усложненным орнаментом, декорированными колоннами, профильным поясом. Рисунки изразцов стали более многоцветными и приобрели больше деталей. В качестве рисунка люди выбирали орнаменты в виде цветов, гирлянд.

Схема русской печи

1812 год — начало использования печи Утермарка (Иоганн Утермарк, немецкий архитектор — прим. редакции), созданной в форме металлического цилиндра. Однако её век был недолог, поскольку имела сложное устройство, а также вызывала пригорание пыли на раскаленных поверхностях. Это — одна из модификаций печи-голландки, различие было в строении (голландка квадратная, печь Утермарка круглая).

Печи Утермарка заменили на калориферные или пневматические, патент на которые приобрел генерал Николай Алексеевич Амосов. Проблему прошлых печей этот вид не устранял, однако был признан более эффективным: оснащенное стальными трубами (калориферами) кирпичное устройство предусматривало рециркуляцию свежего воздуха. Такие печи отапливали крупные церкви, театры и дворцы, в том числе Зимний дворец в Петербурге.

После выхода в печать трудов Николая Амосова «Краткое понятие о пневматическом отоплении и качествах воздуха относительно к здоровью» и «О безвредности металлических печей» во многих городах России были установлены его отопительные системы. Но чтобы устранить недостатки этой печи, понадобилось металлические трубы заменить керамическими.

В 1913 году впервые был издан альбом с подробной инструкцией, как нужно строить печи, а в 1917 году Владимир Ефимович Грум-Гржимайло представил колпаковый вид печи, предусматривающий объединение её нижней части и очага. Однако из-за перегрева верхней части популярность печи к 1930-м годам упала. О дизайне печей в те времена не шло и речи.

Начались военные годы. В обиход вошли так называемые печи-буржуйки, являющиеся модификацией металлической печи XIX века. Несмотря на некоторые недостатки в конструкции, это устройство имело важное практическое значение: материал печи позволял быстро нагревать воздух в помещении, что было особенно важно в холодные периоды, также печь служила плитой для приготовления пищи.

В конце 1940-х годов Иосиф Самуилович Подгородников — ученик Владимира Грум-Гржимайло — усовершенствовал колпаковый вид печи-голландки, сделав его колпак двухъярусным.

В послевоенные годы печное дело продолжало развиваться, но больше внимания уделялось устройству печи, а не её декору. К 1960-м годам завершились испытания всех видов отопительных устройств, из которых были выявлены наиболее совершенные. После в Советском Союзе приняли стандарты, которым следовали вплоть до 90-х годов. Затем произошел бум строительства загородных домов, где печи были просто необходимы. Ранее по закону запрещались теплые дома на садовых участках. Был острый недостаток печников. Так, большое количество людей стали заниматься печным делом: одни в связи с сокращением их основного места работы, другие в силу низких зарплат по основной специальности. С тех пор спрос на печи не ослабевает. Особенно это касается негазифицированных районов.

Печное дело сейчас

Старинные технологии дизайна печей также сохранились. Печники до сих используют различного рода изразцы (плоские и рельефные), детали для маскировки стыков, украшения выступающих частей печи, её углов. Рисунки и орнаменты с восточными, древнерусскими, голландскими мотивами до сих пор актуальны. Цены на изразцы довольно высокие, однако, люди не перестают уделять внимание внешнему виду этого многофункционального устройства.

Литература о печном деле

Издание книг по конструированию печей началось в 1795 году, когда архитектор Николай Александрович Львов написал две брошюры «Русская пиростатика». Что касается калориферов, то в их совершенствовании участвовали такие инженеры и архитекторы, как Дершау, Войницкий, Лукашевич, Свиязев.

Иван Иванович Свиязев сыграл важную роль в печестроении XIX века, написав в 1839 году «Учебное руководство к архитектуре». В книге впервые в истории русской отопительной техники архитектор дает расчет скорости движения дымовых газов в каналах и определяет сечение дымовой трубы. В 1867 году он издал книгу «Теоретические основы печного искусства». В ней архитектор обобщил все свои знания и опыт за 50 лет своей практической деятельности. Также он изобретает герметичную топочную дверку и зольник (место для золы под подтопком).

Сильвиуш Болеславович Лукашевич проявил себя в совершенствовании печей. В 1880 году он опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе «Печное отопление» изложил теорию расчета всех элементов отопительных печей. Этот курс был введен во все учебные заведения.

Сравнил кирпичные и металлические печи инженер Иван Дмитриевич Флавицкий. На его исследование «Здоровое и вредное отопление и оздоровление жилищных помещений: научно-популярное изложение гигиенических сведений для практического применения их к отоплению и вентиляции зданий» до сих пор ссылаются печники при анализе отопительных устройств.

Уже в 1938 году инженер Леонид Алексеевич Семенов сделал расчет теплоотдачи отопительных печей и теплоустойчивости жилых помещений, что было опубликовано в журнале «Отопление и вентиляция». За 20 лет, начиная с 1930-х годов, Л. А. Семенов издал около десятка книг о печном деле.

Актуальность печей в наши дни

Учитывая то, что на территории России, в частности, в Нижегородской области всё ещё остаются негазифицированные районы, установка печи — одно из лучших решений, поскольку она выполняет множество функций и является объектом декора в доме. Кроме того, во многих сельских поселениях строятся бани, где печь — самый важный элемент. Также еда, приготовленная в печи, имеет особые вкусовые качества и неповторимый аромат. Даже сейчас во многих заведениях общественного питания выпечку готовят в печах. Учитывая то, что с давних времён печи принято декорировать, то она будет ярким и функциональным акцентом в любом интерьере: иметь её не только практично, но и красиво.

Помимо стандартных видов печей, созданы и другие качественные модификации, отличающиеся по функциям: печи Вимана, печи булерьян (в России они называются «бренеран»), изобретенные в Канаде, печи Кузнецова, Бутакова, Бавария, чудо-печи, калориферы, мультипликаторы, камины и многие другие.

Где обучиться печному делу

В Нижнем Новгороде не так много мест, где можно обучиться печному мастерству, зато опыт печников, трудящихся на протяжении многих лет, колоссален.

Школа печников Растригиных в Нижнем НовгородеТак, школа печников Растригиных проводит курсы строительства печей любой сложности. На протяжении 24 лет мастера оттачивают навыки создания качественных печей. За время своей работы школа выпустила уже 3 набора учеников. При этом желающие работали на самых разнообразных профессиях от гуманитарных до технических. Ученики школы Растригиных представили краснокаменную русскую печь нижегородцам на интерактивном фестивале искусств и ремёсел «Нижегородский Чернозём 2019» в июле. На протяжении мероприятия печь не только выполняла декоративно-эстетические функции, но и помогала и работала по назначению — обжигала изделия из глины для гончаров на мастер-классах.

Своё мастерство печники показывают и на различных соревнованиях. Руководитель школы Роман Растригин принимал участие в ежегодном соревновании WorldSkills Russia, где одержал победу. Кроме того, Роман является представителем Нижегородской Гильдии печников.

Русская печь на интерактивном фестивале искусств и ремёсел «Нижегородский Чернозём 2019»

Русская печь на интерактивном фестивале искусств и ремёсел «Нижегородский Чернозём 2019»
Русская печь на фестивале искусств и ремёсел «Нижегородский Чернозём 2019»

Рассказывая о своей деятельности и отвечая на вопросы тех, кто хотел бы поставить в своём доме печь самостоятельно, Роман предупреждает: «Дело в том, что построить печь и установить её — довольно дорогая услуга, но получится намного дешевле, если человек сам создаст дизайн своей печи и построит её под присмотром мастера. Давайте посчитаем: кладка печи стоит в среднем от 40 000 – 50 000 рублей. А обучение на курсе — 30 000 рублей. Даже если вы сделаете для себя две печи — в доме и в бане — то окупите курс и останетесь в плюсе».

Результаты своей деятельности мастера школы публикуют в Instagram и «ВКонтакте».

Печное мастерство — одно из самых непростых, но интересных занятий. С развитием печного дела многие инженеры, архитекторы и профессоры совершенствовали это устройство, расширяя спектр функций. Методом проб и ошибок, спустя много веков было изобретено множество модификаций печей, но каменная печь так и остается эталоном среди всех существующих. История печи складывалась не только из вопросов её строения, но и дизайна.

Полина Быстрова
12+