Боль проходит, красота остаётся

0
1807

В центре культуры «Рекорд» с 28 по 30 апреля прошла выставка, посвященная импрессионизму

Для выставки были отобраны работы четырех виднейших представителей направления: Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара и Клода Моне. Каждый из художников уникален, каждый привнёс что-то новое в живопись и по-своему отличается от «типичных» импрессионистов.

Структура выставки проста: перед каждой новой группой репродукций есть стенд с краткими сведениями о художнике –  небольшая биографическая справка и особенности стиля автора. Кроме того, непрерывно шёл показ документального фильма «Импрессионисты» с известным ведущим Тимом Марлоу, так что всегда можно было услышать необходимую информацию, не отрываясь от изучения работ.

Представленные репродукции Дега дают представление о творчестве художника в целом. Он получил образование, связанное с академической школой, поэтому следовал канонам классического рисунка. Тематика картин отображает ничем не приукрашенные будни театра (балет), бытовые сцены (прачки, гладильщицы, модистки, женщины за туалетом) во всей их прозаичности. Оттого работы художника овеяны грустным настроением. Дега говорил, что нужно «наблюдать, не рисуя, а рисовать, не наблюдая». Это позволяло ему добиваться острого ощущения современности, иронии, даже сарказма в произведениях.

При этом художник умел передать самое главное, отбросив случайное. Меня не оставила равнодушной репродукция Дега «Абсент» (1876). Сколько печали, мучительной тоски  в глазах изображенной им женщины! Думаю, каждому из нас хоть раз приходилось в минуту жизни трудную вот так сесть и, ничего, по сути, не видя, обреченно «смотреть» в стол. Рюмка абсента на картине определенно вносит в сюжет толику горечи.

Картина Дега. Женщина у вазы с цветами
Дега. Женщина у вазы с цветами. 1858, 1865
Картина Дега. Гладильщицы
Дега. Гладильщицы. 1884-1886
Картина Дега. Абсент
Дега. Абсент. 1876

Пьер Огюст Ренуар известен во многом благодаря женским портретам, поэтому основу выставки составили именно они. На выставке можно было увидеть репродукции таких его работ, как «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878), «Зонтики» (1881-1886), «Портрет мадам Шарпантье с детьми» (1878) (как сказали в фильме, это «поэма домашней элегантности и интерьера»), «Ложа» (1874), «Бал в Мулен де ла Галлет» (1876).

Лица женщин необычайно выразительны: глаза живые, искрящиеся, лица белые, блестящие, губы пухлые, алые. Женские  портреты действительно производят впечатление. Это не просто красота наружности, застывшая в неподвижности, это облик в сочетании с тем энергетическим ореолом, который создает вокруг себя человек. А также ещё и то, что дорисовываем мы сами в образе человека, каким он остается в нашей памяти.

Картины импрессионистов всегда апеллируют к чувству, к нашему личному восприятию. Глядя на работы Ренуара, трудно поверить, что они могли быть написаны автором в плохом самочувствии. Художник в течение жизни тяжело болел, но при этом никогда не оставлял своё дело и часто повторял: «Боль проходит, красота остается». И красота эта дошла до нас на его картинах спустя много лет.

Картина Ренуар. Девочка с лейкой
Ренуар. Девочка с лейкой. 1876

Моне против Мане, или как не перепутать двух импрессионистов

Оба творили в рамках одного направления в одно и то же время и даже были друг с другом хорошо знакомы. К счастью, выставка давала краткую сравнительную характеристику художников, чтобы посетитель мог немного разобраться в тонкостях их письма и различать работы авторов. При этом на выставке были представлены только репродукции работ Клода Моне. Он первым изгнал из своей палитры черный свет, считая, что такого нет в природе и что тени на самом деле тоже цветные. Моне интересовали эффекты освещения в различное время суток, в разное время года в сочетании с изображаемым предметом, поэтому интересно было изучить его репродукции и сравнить их между собой.

Я интерпретировала картины следующим образом. «Дом в саду Сент-Адресе» (1867): знойный полдень, штиль, солнечный свет падает прямо. С «Прогулкой» (1875) до конца не определилась: утро или ясный ветреный день, человеческие фигуры буквально растворяются в воздухе. «Завтрак на траве» (1866): солнечный день, но общий колорит и освещение определяет зеленый цвет, так как это сцена среди деревьев.

«Бульвар Капуцинок» (1873), несмотря на интересную историю создания, большую историко-географическую ценность картины, как репродукция впечатления не производит. На мой взгляд, «Бульвар» Моне уступает в рамках выставки другим его представленным работам.

Картина Моне. Завтрак на траве
Моне. Завтрак на траве. 1866
Картина Моне. Уголок сада в Монжероне
Моне. Уголок сада в Монжероне. 1877
Картина Моне. Дом в саду Сент-Адресе
Моне. «Дом в саду Сент-Адресе». 1867

Скажу своё прощальное слово. Человек, не знакомый с импрессионизмом как направлением изобразительного искусства, мог получить на выставке необходимый теоретический минимум, а большое количество репродукций способствовало закреплению новых знаний. К тому же, тут можно было легко и приятно провести свободное время. Советую всем, кто в большей или меньшей степени интересуется искусством, не пропускать подобные мероприятия.

Наталья Зиновьева