Об американской традиции исполнения бальных кадрилей
Если знаток исторических танцев говорит о кадрили на балу второй половины XIX века, то он обычно знает её название и имеет в виду вполне определённый танец с известной последовательностью фигур. Популярнее всех – «Французская кадриль». Именно под её фигуры пишут музыку композиторы, её изучают в танцевальных школах и часто исполняют на балах. Ей в спину дышит «Лансье», чуть позади «Каледонцы», «Принц Империал» и некоторые другие.
Новые кадрили сочиняют, и они либо становятся модными, известными и их продолжают танцевать, либо быстро угасают. Действительно, без возможности записать обучающий видеоролик и быстро распространить его через Интернет, новые танцы можно передавать только личным примером или на бумаге – через письма или сборники нот. В каком-нибудь провинциальном городе новая кадриль (или новый кадриль, в русском языке это слово изначально было мужского рода) могли и не сыграть на балу, даже имея ноты – если не собиралось восемь человек, желающих её станцевать.
Своим отдельным способом воспользовались распространители кадрилей в США. Крупных городов было немного, связь и транспорт несовершенны, а расстояния велики. Поэтому мало какая кадриль могла бы стать известной на всю территорию (вдобавок разделённую на Север и Юг культурой и экономическим укладом) так, чтобы в каждом городе знали последовательность фигур и могли её исполнить.
В любом городе были рады видеть профессиональную группу музыкантов, которая сыграла бы на балу новые и популярные мелодии, и таких «бэндов» по Штатам путешествовало множество, однако если играть на балу кадриль, то какую? Какой длины куплеты привыкли танцевать здесь? Не имеют ли в виду местные жители под знакомым названием что-нибудь своё? Тем более что музыкальной грамотой владели далеко не все музыканты, и сходу понять объяснение «Играйте восемь тактов вступление, затем первые шестнадцать тактов повторите дважды, а вторые – трижды», как правило, никто не мог.
Выход был найден достаточно неожиданный. Кадрили, то есть последовательности фигур, стали распространять сами музыканты. Появился человек, ведущий кадриль. В маленьких путешествующих ансамблях его роль обычно исполнял руководитель (или человек с самым громким голосом), а в крупных городах могли быть свои ведущие, которые договаривались с музыкантами, какие ноты и сколько раз играть. Обычно эти же люди становились и распорядителями балов: объявляли новые танцы, выводили из котильонов заблудившихся танцоров и помогали найти пару.
Ведущий знал количество тактов в куплете кадрилей и имел заранее заготовленную последовательность фигур для этих куплетов. Пока музыканты играли, он громко объявлял каждую следующую фигуру, стараясь сделать это в тот момент, когда настанет предназначенный для неё кусок музыки. При этом люди, выходящие танцевать кадриль, обычно не знали заранее, что их ждёт, последовательность фигур была заранее известна только ведущему. Танцевальные педагоги того времени сетовали, что невозможно научить людей танцевать конкретную кадриль, поскольку на балу всё равно будет что-то своё. В одном учебнике 1848 года автор специально приводит придуманные им самим последовательности фигур всё увеличивающейся сложности, подходящие для тренировки.
Сама профессия ведущего (называемого «caller» или «prompter») к концу XIX века становится весьма популярной. К этому времени в США имелась уже масса изданных самоучителей для ведущих или просто карманных сборников разных последовательностей фигур кадрилей. Были также самоучители, в том числе и очень дешёвые, низкого качества печати, зато доступные любому желающему.
Для объявления фигуры нужно было обязательно сказать, кто её исполняет (один человек, пара, двое, стоящие друг против друга и так далее), затем назвать саму фигуру. Если несколько фигур подряд исполняли одни и те же люди, то обычно танцующие назывались только один раз, но затем, по традиции построения кадрилей, остальные тоже должны были исполнять те же фигуры (чтобы все по очереди смогли потанцевать), и для них фигуры объявлялись ещё раз. Обычным для ведущих был совет стараться заканчивать название фигуры как раз к началу музыкальной фразы, под которую эту фигуру нужно будет исполнять. Также встречаются рекомендации по развитию своего голоса и советы заранее осмотреть зал, в котором придётся работать, и прикинуть, как быть слышимым во всех его уголках.
Традиция приглашать ведущего так и осталась «визитной карточкой» кадрилей в США. Ни в Западной Европе, ни в России она не прижилась, а в Штатах в кругах любителей старинных танцев кадрили на балах исполняют так до сих пор.
Андрей Господчиков, председатель КРИТ.