Основанный на устье двух рек, Нижний Новгород являлся центром купеческой жизни страны. Его архитектурный облик украшали богатые усадьбы, купеческие особняки и доходные дома. Среди всех этих построек особо выделялись здания, так или иначе связанные с фамилией Рукавишниковых, с династией миллионеров — магнатов, которая стала оплотом общественной жизни города XIX века.
Усадьба на Верхне-Волжской набережной
Родовое гнездо династии Рукавишниковых располагается на живописном склоне Дятловых гор — Волжском откосе. Строительство усадьбы датируется 1877 годом. Её владельцем был известный купец — сын нижегородского магната Сергей Рукавишников. Когда-то его отец приобрел на этом месте двухэтажный дом с мезонином, а позднее, в 1875 году, Сергей решил построить здесь новое здание.
Позже сын Сергея, поэт и прозаик серебряного века Иван Рукавишников в романе «Проклятый род» так опишет эту задумку: «И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат… И будет дворец тот стоить ровно миллион… Пусть весь город ахнет». Дом действительно обошелся хозяину почти в миллион, в то время как на строительство здания городской управы на улице Большая Покровская ушло 260 тысяч.
Владелец будущего особняка выбрал архитектором Петра Бойцова. Несмотря на возведение настоящего дворца, прежнее сооружение решили оставить и сделать частью нового. Старая тетка владельца наотрез отказалась переезжать в другое место. Здание не тронули, но даме пришлось смириться с постоянным шумом строительных работ.
Дворец строился в модном тогда стиле эклектики. Архитектор использовал элементы разных исторических стилей и соединил их в одном произведении. Нынешнее здание отличается от других обилием различных декоративных элементов на фасаде. Дворец украшают скульптуры атлантов, кариатид и ангелочков-путти. Периметр первого этажа декорирован тщательно прорисованными замковыми камнями и маскаронами в форме львиной головы. Крыша украшена балясинами и пилястрами. Многие сравнивают особняк с итальянским палаццо, однако такое сравнение беспочвенно. Оба здания объединяют разве что монументальность и рустованный фасад.
В советское время усадьба Рукавишниковых была национализирована. Сейчас она является Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником.
Усадьба Бурмистровых
Недалеко от особняка Рукавишниковых, на улице Минина, находится другая усадьба членов этой богатой семьи. Ею владела супружеская пара Бурмистровых. Глава семьи Дмитрий — известный купец, гласный нижегородской городской думы, а его супруга Варвара — уроженка купеческого рода Рукавишниковых.
В 1879 году Варвара в счет наследства приобрела усадьбу с деревянным домом и флигелем. Под руководством архитектора Николая Григорьева в 1885 году дом перестроили в стиле эклектики. На наличники фасада здания архитектор поместил фигуры кариатид, а под окна ― золотистые гирлянды. В семейном романе Иван Рукавишников о самом особняке пишет вскользь, зато сад описывает в деталях. По сюжету романа сад простирается до самой Волги и украшается фонтанами, мраморной лестницей, множеством скульптур и гротом. Известно, что Дмитрий Бурмистров был страстным садоводом и построил на территории сада три оранжереи, которые, к сожалению, не сохранились. Говорят, что именно отсюда везли цветы к гробу Ленина.
После Октябрьской революции особняк Бурмистровых национализировали и отдали под городской музей. Почти двадцать лет в усадьбе располагались различные учреждения: от художественно-исторического музея до общежития работников Горьковской партийной школы. В 1934 году здание передали Литературному музею имени Горького. Прежняя хозяйка, овдовев, прожила в собственной усадьбе, где ей выделили небольшую комнату, до 1930 года.
Дом трудолюбия имени Михаила и Любовии Рукавишниковых
В 1887 году на заседании нижегородской гордумы прозвучал призыв открыть в городе дом трудолюбия, где бесприютные и нищие смогли бы заниматься трудом. Идею о создании такого здания поддержала семья Рукавишниковых. В 1893 году Михаил Рукавишников приобрёл столярную фабрику имени И. Т. Хворинова, в которой открыл помещения для трудоустройства бедноты. Однако сооружение прослужило недолго, так как было деревянным и вскоре сгорело. Тогда дети Михаила и Любовии Рукавишниковых решили построить на прежнем месте каменное здание и назвать его в честь родителей.
Сооружение выполнили из несгораемых материалов: бетона и керамического кирпича. Внутри располагались просторные светлые мастерские, оборудованные различными удобствами. Личность архитектора точно не установлена: по одним данным, им был Павел Домбровский, по другим — Анатолий Шмаков. Здание построено в стиле рационального модерна. В нём часто строились промышленные сооружения, как, например, проходная завода «Красное Сормово». Ввиду особенностей стиля архитектура Дома трудолюбия не богата. Всё соответствует идее о лаконичности, простоте, рациональном использовании пространства, это при том что модерн — вычурный стиль. Сейчас мы видим ещё более упрощённый угловой фасад здания, потому что в советское время фигурные завершения крыши заменили на надстройку.
В 1914 году в здании располагался военный госпиталь, большинство бедняков ушло на фронт. После войны в бывшем Доме трудолюбия открылась типография, которая работает там и сегодня.
Торговый дом и банк Сергея Рукавишникова
В начале XX века экономика страны испытывала подъем. Открывались новые банковские предприятия. В 1910 году Сергей Рукавишников построил здание на улице Рождественской, в котором разместился Русский торгово-промышленный банк, один из крупнейших в стране. Через год на Нижне-Волжской набережной началось строительство торгового дома. Архитектором обоих зданий, составлявших единый комплекс, стал один из известнейших представителей эпохи модерна в России и Европе Федор Шехтель. Он спроектировал здания в стиле позднего модерна, в котором декоративное убранство фасадов выглядело лаконично и не вычурно. Оба сооружения отсылают нас к готическим мотивам и отражают романтическое настроение модерновых архитекторов. Здесь присутствует и сильный ритм вертикалей, и даже имитация контрфорсов (выступающих элементов на фасаде торгового дома). Основное внимание сосредоточено на окнах, столбах, пропорциях фасадных плоскостей.
Торговый дом Сергея Рукавишникова был достроен уже после начала Первой Мировой войны. В просторных помещениях здания расположилась военно-обмундировочная швейная мастерская, эвакуированная из Варшавы. Затем в бывшем торговом доме долгое время находилась швейная фабрика «Маяк», прекратившая свою работу в 2015 году. Банковское здание так и осталось административным по своему назначению.
Доходный дом Узатис-Рукавишникова
Ещё одним памятником архитектуры, относящимся к династии нижегородских миллионеров, является доходный дом Узатис-Рукавишникова. По преданию, старший сын основателя купеческой династии Иван Рукавишников, третий из наследников, очень хотел жениться на молодой дворянке — дочери полковника Бирина. Чтобы соответствовать высокому статусу невесты, Иван купил дом на центральной улице города. Прежним владельцем особняка был Алексей Узатис — руководитель сормовского пароходного завода и майор корпуса горных инженеров. Постройка дома датирована 1865 годом. Известно, что здесь в конце XIX — XX века находилось общественное собрание, ставшее центром музыкальной жизни города. В советское время здание переделали под областную филармонию. Она просуществовала на этом месте до 1968 года, пока не получила новое помещение в Кремле. Сам же дом подвергся капитальной реконструкции под кукольный театр, проектом которого руководил архитектор Сергей Тимофеев.
Ксения Юферова
16+