В Нижегородском государственном выставочном комплексе прошла персональная выставка известного скульптора Александра Рукавишникова. Редакция «Нижегородских Новаций» побывала на ней и спешит рассказать о событии во всех подробностях.
На выставке представлено около 70-ти экспонатов. Среди них скульптура, живопись и графика. Есть работы, которые выставляются впервые – это бронзовые скульптуры мальчика и девочки на самокатах из серии «Розамунда», а также бюст британского исполнителя Стинга.
Первое впечатление от работ Александра Рукавишникова весьма неоднозначное. Чтобы настроиться на волну созерцания, нужно перестать спрашивать себя «ну, и как это понимать?» Правильные мысли придут сами. При этом, по словам скульптора, «на выставке нет «странноватых» работ». Он считает, что «работы должны злить и раздражать», но гуманно относится к своим зрителям. И призывает нас не забывать, что восприятие любого произведения искусства зависит от контекста, в котором мы находимся, от субъективного состояния и времени создания.
А как же, к примеру, памятник козе на Большой Покровской? Здесь, по словам скульптора, речь идёт о контексте. Козу в своё время гениально сделал Пикассо. И автор новой козы должен понимать, что берет на себя смелость сотворить такую козу, которая должна стать лучше скульптуры Пикассо и лучше всех коз в мире. «Надо серьёзнее относиться к делу и понимать, что на одну скульптуру в мире станет больше. А это ответственность».
Принцип работы мастера — делать всё искренне. Говоря об искренности, он упомянул свою работу под названием «Автобиографический мотив», которой примерно 25 лет. Каждый камень символизирует отношение автора к различным сферам жизни, к изобразительному искусству, к скульптуре Древней Греции. А вот памятник Нестерову, который они некогда делали вместе с отцом, Александру Рукавишникову теперь не нравится. Сейчас он сделал бы его по-другому.
Напоследок мастер поделился своей идеей поставить на Нижегородской ярмарке памятник купечеству. Он имеет в виду не свою семью, а купечество вообще, как класс. Скульптор уважает купцов, считая их реальными людьми, «делателями». Но для воплощения замысла нужны время, деньги, желание и хороший руководитель.
Беседа с искусствоведом
На выставке я познакомилась с искусствоведом Ириной Владимировной Маршевой. Она наглядно и доступно рассказала мне об авторе, об экспозиции, о скульптуре и об искусстве в целом, за что я выражаю ей огромную благодарность. Информация оказалась для меня чрезвычайно полезной, так как про скульптуру я пишу впервые.
Начну, пожалуй, с одной из самых мощных скульптур на выставке – «2000 лет война». Она представляет собой металлическую конструкцию с головами на наконечниках. Признаюсь, скульптура обладает мощнейшей энергетикой и заставляет слегка трепетать. Она рассказывает мужскую военную историю. Все мужчины — бойцы и все, так или иначе, сражаются за свою родину. Среди героев мы видим головы библейского персонажа Голиафа, Муссолини, хоккеиста Овечкина, Колчака. Остальные персонажи не персонифицированы, они просто показывают представителей всех эпох и народов. Сочетание жесткой, брутальной, обнаженной металлической конструкции с абсолютно натуральной головой рождает сильнейший контраст, который буквально вводит зрителя в транс.
Образ VS содержание
Искусство сегодня перестало мыслить образами, оно мыслит содержанием, описанием, сюжетом. У творчества выдающегося художника, в том числе и Александра Рукавишникова, нет прямой связи с содержанием. Скульптура – её фактура, пластика, название – вызывают у зрителя некий поток ассоциаций. А уже из потока можно что-то вытянуть и на основе этого дать описание. Поэтому художник НИКОГДА, НИ РАЗУ не описатель. Художник творит совершенно иную реальность. Он создает и материализует что-то такое, чего в природе до него не было.
Большинство остальных работ Александра Рукавишникова воплощают женский образ. У мастера своя отличительная манера изображения прекрасного пола, в которой читается сильное чувство и любование красотой русской женщины.
Женские образы
Любой художник-классик обязательно использует в своих работах глубинные, классические образы и темы. Они не теряют своей актуальности и приходят в современность, заставляя нас по-новому переживать их снова и снова.
«У скульптора, — рассказывает Ирина Маршева, – как и у большинства художников, почти во всех работах присутствует тема отношений мужского и женского начал. Потому что искусство по определению своему, можно сказать, содержит эротическую составляющую. Даже так: искусство всегда про отношения между мужчиной и женщиной, которые приводят к тому, что человечество существовало и продолжает существовать. У Рукавишникова альтернатива мужскому миру — это мир женщин».
«Вселенная» — ещё одна интереснейшая работа Александра Рукавишникова. Автор рассказал, что у этого названия нет прочных содержательных связей. Женщина, по признанию скульптора, — центр вселенной. Но стоящая перед нами женщина беременна. Получился парадокс: то ли центр вселенной теперь заключается в её чреве, то ли она сама и есть вселенная. Теперь посмотрим на техническое исполнение. С одной стороны, женщина надела шпильки, а с другой — платок завязала по-деревенски. С одной стороны видно её нижнее белье, что несколько вульгарно, а с другой — она беременна и пребывает сейчас в самом сакральном женском состоянии. Ноги у неё железные, а туловище деревянное, но при этом отполировано оно как металл. Это невероятное сочетание беззащитности дерева с прочностью металла формирует в нашем сознании содержательный образ. Такая скульптура несёт в себе массу ассоциаций и смыслов, которые легко обнаружить, если чуть внимательнее присмотреться.
Деревянные скульптуры
Совершенно покоряют деревянные скульптуры мастера. На выставке представлены образы духовных лидеров русской истории. «У нас, кроме житийной или религиозной литературы, по существу, больше нет исторических свидетельств об этих людях, да и имеющихся сведений очень мало. Мы можем лишь догадываться о том, что ими двигало и как они в действительности существовали» – поясняет Ирина Маршева. Только представьте, какая перед скульптором стоит задача: он должен своим умозрением восстановить полотно чужой жизни, чтобы передать её максимально точно.
Наталья Зиновьева
18+