Современная поэзия сложна и не похожа на привычные стихи из школы. Литература, как и язык, представляется неким живым организмом, эволюцию которого сложно контролировать. Во многом из-за случая, который, как согласятся коллеги-биологи, науке и контролерам не подвластен. Актуальная повестка современной поэзии скрыта от потенциального читателя за соцреалистическим провалом и его прямым следствием — эффектом возвращенной литературы. Авторы, которые должны были занимать свой законный первый ряд в 90-х, оказались в тени великих текстов, с которых, после развала СССР, наконец сдули пыль советской цензуры.
То, что мы сейчас называем современной поэзией, наследует не классическому стиху, примеры которого все разучивают на школьной скамье. Генезис этих текстов восходит к подпольной запрещенной поэзии СССР, иначе называемой «неподцензурной». К сожалению, такая литература до сих пор не нашла своего широкого круга читателей, хотя отдельные шедевры известны всем, кто любит читать.
Такой исторический парадокс привел к ошибочному пониманию развития поэзии. Многие искренне полагают, что настоящая литература из печати «переехала» в социальные сети, а публикуемые без критического отбора и раскрученные рекламой поэты — и есть литература. Но это не так. В окололитературной журналистике придуман отдельный термин, характеризующий этот писательский сегмент — «сетература». Сегодня поговорим о тех нижегородских поэтах, которые интересны профессиональным чтецам — филологам.
Нижегородская поэзия
Из известных нижегородских поэтов прошлого на ум приходит только Борис Корнилов. А вот современная ситуация выглядит намного оптимистичнее. «Нижегородская волна» — это обобщенное название проектов, вечеров, семинаров и дискуссий, тематически привязанных к современной поэзии. Название нашей статьи содержит иронию. Многие участники проекта действительно так или иначе близки к академическому миру. Здесь вместе творят и размышляют преподаватели и студенты, исследующие филологию, социологию, философию, биологию.
Проект имеет условную внутреннюю систему, которая, впрочем, подвижна и открыта для идей. Например, проект «Прочтение». В течение нескольких часов актеры нижегородского театрального училища читают тексты нижегородских поэтов. Это стоит увидеть. И услышать.
Евгений Прощин
Один из основателей «Нижегородской Волны». Преподает на кафедре русской литературы в ННГУ им. Лобачевского. В 90-е участвовал в поэтическом проекте «Вавилон». Тогда писал под псевдонимом Егор Кирсанов.
* * *
и тот огонь что горит во мне
это не я
это кто-то другой
ходит во мне с фонарем
ищет во мне человека
навстречу попадаются беженцы и солдаты
показывают в разные стороны
говорят:
«чё ты здесь делаешь
здесь давно никто не живет»
прикуривают от фонаря
идут дальше
и тот кто ищет во мне человека
тоже продолжает идти
У Евгения Прощина две поэтические книги: «Двадцать два несчастья» и «txt». За свои организаторские заслуги в составе «Волны» он получил премию «ЛитератуРРентген». Его поэзия — эксперимент и загадка. В этих текстах постмодернисткие аллюзии сменяются личной лирической интонацией. Заумь становится эквивалентом абстрактной живописи. Сам поэт неоднократно утверждал, что современные авторы легко обходятся без вдохновения, а машина в некоторых поэтических формах может превзойти человека.
Евгения Суслова
Евгения Суслова также окончила филологический факультет ННГУ. Основала в Нижнем Новгороде издание «Красная Ласточка», в котором вышла ее книга «Животное». А скоро в издательстве выходит новая книга «Формы времени и техногенная чувственность» Александра Евангели.
Джотто: Модули пожара | схемная оптика || (1)
Речь невозможна, потому что то, что есть,
развертывается изнутри своей силы.
Сердечный сюжет — переход из сил в формы, возведение когнитивного жара. Тематически — постепенное возникновение перспективы. Джотто, применивший Евклидову геометрию, рассекший ангела техники в двумерном.
Оптический взрыв, но глаз сплавило с пространством как историческое следование трагедии.
Два глаза, у каждого из которых двумерный мир, взяв перспективу как точку умножающей жертвы в степени войны, переводят вещь в модуль. Фресковость зрительного контакта в движении к самому внутреннему из тел.
Евгения Суслова в 2019 году участвовала в Венецианской биеннале совместно с художницей Александрой Сухаревой. Дуэт буквально поместил поэзию в стекло со смесью сплавов. Искажая реальность, осколки транслируют ее поэтическое отражение.
Карина Лукьянова
Окончила филологический факультет ННГУ. Совсем недавно у автора вышла первая книга «Преломление света», которую презентовали в Арсенале.
* * *
а.ф.
между ними свет как солнечное пятно
фрагментарные снимки бога
как из прежнего крика о
в самом сердце его ожога
заживет растопленное тепло.
и вначале был звук, превращающий время в гимн,
прорастающий в петли струн,
и человек (1),
человек (2).
се, стояли в дверях и растерянный ими снег
прорастал одним годом, другим
в белый шум,
опрокинутый в белый свет.
он проснётся и станет быть
плача и напевая им
и его станет много
все попытки происходить
заживут лишь одним
заживляющим сном ожога
время теплится
мы горим
В этом году Карина Лукьянова вместе с другим поэтом из «Нижегородской волны» — Анной Родионовой вошла в лонг-лист премии Аркадия Драгомощенко.
Петр Ликин
Петр Ликин — феномен для «Волны». Здесь мы не встретим привычных для современной поэзии верлибров. Однако природный талант «оживляет» текст, в котором мы находим традицию Серебряного века. В его интерпретации символизм получает новое, неожиданное развитие.
Жизнь после
Вокруг очей стрекочет тамариск.
Блокноты догорают против правил.
Ещё немного фантиков и брызг.
Я половину облака прибавил.
Возьми ладонь- и будет обелиск.
Бежим на север и почти поём.
Нас побеждают тленные лианы.
Высок вигвам, широкошумный дом
Сестёр и братьев атомной мембраны.
Бездонный дым и слово на потом.
Дождь падает примерно с четверга.
И лотосы касаются лодыжек.
Потонет плот, слеза недорога.
Корону увезла Марина Мнишек
В огромный рай, в зелёные луга.
Евгения Риц
Егвения Риц — один из крупнейших нижегородских поэтов современности. Окончила НГПУ им. Минина — кандидат философских наук. Автор с помощью поэтического языка описывает «тихий быт», который в ее поэтическом мире становится главным героем. Это, впрочем, не делает стихотворения Риц скучными. Главное здесь — фокус, язык, точка зрения, ракурс и интонация.
* * *
Она всё время дышит и молчит,
Как будто пишет и молчать не хочет.
И позвоночник, зябкий, как графит,
У ней в душе так яростно стрекочет,
Как будто по-турецки говорит.
И стряхивая крошки на подол
И капли разовые с отзвуком фаянса,
Она умеет так себя бояться,
Как будто это дождь в неё ворвался
И там внутри намеренно пошёл.
Представленные авторы — не полный и не показательный список поэтов Нижнего Новгорода. Наша выборка — случайна. Поэтическая жизнь столицы Волги достаточно активна, а ряды авторов постоянно пополняются. Это можно легко проследить по антигазете «Метромост», которая выходит с завидной регулярностью.
Исследователи утверждают: с развитием интернета Москва и Петербург потеряли свой статус литературных столиц. Они остаются центром притяжения авторов, однако пример «Нижегородской волны» достаточно явно показывает, что поэзия существует за МКАДом и КАДом. Нижний Новгород при этом претендует на свою литературную традицию, которая, хоть и ориентирована на эксперименты столичных коллег, имеет свою самобытность и исторические перспективы.
Дмитрий Зайцев
16+