Именно маркетинг делает продукт нужным потребителю, а значит, и работа отделов, связанных с этой деятельностью должна быть построена максимально эффективно. Поэтому выбор и внедрение структуры управления маркетингом имеет первостепенное значение для компании.
Виды структур управления маркетингом
Функциональная структура управления маркетингом. Каждый отдел выполняет одну маркетинговую функцию. Такая структура проста в управлении, решения принимаются быстро, а специалисты быстро растут благодаря узкой специализации. В то же время, если количество товаров увеличивается, то провисает работа по разработке новых товаров и привлечению новых рынков.
- Товарная структура управления маркетингом. Подходит для компаний с широким ассортиментом товаров из разных категорий. Руководителю подчиняются менеджеры, которые отвечают за категорию товаров и руководят работой менеджеров конкретного товара или бренда. Каждый продукт получает пристальное внимание, учитываются малейшие колебания рынка. При этом менеджерам приходится постоянно обращаться за помощью в другие отделы, а штат компании может достичь нерентабельных объемов.
- Рыночная структура управления маркетингом. Руководителю подчиняются менеджеры, которые отвечают за тот или иной рынок сбыта. Менеджер А отвечает за маркетинговое управление розничной сетью магазинов, а менеджер B выполняет аналогичные задачи для продаж в Интернете.
- Матричная структура управления маркетингом. Используется в рамках отдельных проектов. Проджект-менеджер набирает специалистов из уже существующих отделов для выполнения конкретных задач. Эта структура позволяет быстро и эффективно закрывать проекты, но требует большого количества ресурсов и повышает уровень стресса внутри коллектива.
- Региональная организационная структура. Преподаватели на лекциях обучающих тренингов по продажам называют эту модель наиболее эффективной при работе на обширной территории. Региональный менеджер, четко понимая специфику продаж в его регионе, может тщательно планировать и ювелирно отстраивать маркетинговую стратегию.
Как выбрать структуру управления маркетингом
Любая маркетинговая структура управления должна быть простой, гибкой и состоять из небольшого количества звеньев. Чтобы выбрать тот или иной тип структуры, нужно ответить на следующие вопросы:
- Чем занимается организация?
- На каком количестве рынков и в каком объеме присутствует?
- Сколько и какой тип товаров производит?
- Сколько продает?
- Какими ресурсами обладает?