— Что привело тебя в видеблогинг? Как появилась идея канала Starikova T.V.?
— Меня привело в блогинг безделье, потому что я оказалась в декрете. В какой-то момент мне стало не хватать творчества. После всей этой работы в офисе, взрослой жизни мне очень хотелось что-то творческое замутить, и вот, попался YouTube.
Идея канала родилась из того, что мне хотелось сделать что-то связанное с детьми, потому что это было вокруг меня. И мне очень не хватало веселья в этой теме. Обычно все — и мамы, и информационные каналы — очень-очень скучные и неинтересные были. Хотелось создать честный блог про то, что жизнь остаётся весёлой, если ты остаёшься весёлой, даже когда появляются взрослая жизнь, семья и работа.
— Над своим каналом ты работаешь одна или есть команда? Насколько сложно поднимать свой канал с нуля на YouTube?
— Я над каналом работаю одна, постоянной команды у меня нет. Но я очень часто привлекаю ребят, которые умеют делать что-то лучше меня, быстрее или когда у меня совсем не хватает времени. Вот сейчас, например. Получилось так, что между двумя путешествиями я на день оказалась в Москве. Попросила друга написать мне сценарий, а подругу — смонтировать то, что наснимала. Получилось, что я за три часа сняла видео, отдала его на монтаж. То, на что обычно уходит неделя, получилось создать за 3 часа. Спасибо ребятам.
— Ты была очень активной студенткой. Скажи, в чём участвовала, когда училась? Помог ли тебе в продвижении канала студенческий опыт?
— Я училась в ННГУ и НГЛУ. В Лобаче мы участвовали в чём только возможно: во всех концертах, играли в театре, делали студсовет на своём экономе. Это огромная часть жизни, которая занимала почти 70% времени, несмотря на то что я училась в двух университетах. И этот опыт очень помог в создании канала, потому что помог в создании меня. Меня как человека, который умеет разговаривать, общаться с людьми, находить интересные темы, подавать себя на сцене. Это незаменимый опыт творческой жизни.
— Есть ли сейчас свободные ниши на YouTube? Стоит ли идти в видеоблогеры человеку без опыта съёмок, монтажа и сценарного мастерства? Какие скиллы следует прокачивать тем, кто всё-таки хочет стать видеоблогером?
— Я бы сказала, что свободных ниш нет. Просто это не значит, что туда не нужно идти. Ведь в любом бизнесе сейчас мало свободных ниш, поэтому ты идёшь со своей призмой. В особенности это касается творчества: людям нужные разные призмы. Если ты знаешь, что есть какая-то тема, про неё уже кто-то говорит (техноблогеры, мама-блогеры, влогеры, мейкап-блогеры — все есть), но ты можешь подать это по-другому (веселее, интереснее, красивее) и тебя самого от этого прёт, то надо идти. А вот стоит ли идти без опыта… А зачем? Может, имеет смысл пойти во что-то другое, в чём есть опыт. Но если действительно хочется, то никто не может тебе говорить, есть шансы на успех или нет. Ты просто должен пойти и попробовать.
— Когда ты начала зарабатывать на видео и как вывела канал на окупаемость?
— Зарабатывать я начала, когда у меня было где-то 10 тысяч подписчиков. Потихонечку начала продавать по 500 рублей посты. Это про Инстаграм. А на YouTube начала уже с 5 тысяч подписчиков зарабатывать. Как правило, начали что-то дарить, а я это в видео показывала. Сложно сказать, когда канал вышел на окупаемость, потому что я на него особо ничего и не тратила. Мне подарили камеру, она у меня просто была, поэтому я почти ни на что не тратила. Но нормальные деньги канал стал приносить, когда набралось 20 тысяч подписчиков. Меня тогда первый раз позвали в пресс-тур, и тогда уже начали покупать рекламу.
— Что важнее на YouTube: харизма или умение говорить? Или вообще другое?
— Важнее харизма и умение продвигать себя. Потому что продвижение часто идёт не через хороший контент, а через какую-либо провокацию (в хорошем смысле), через умение общаться с людьми и быть лидером — собирать вокруг себя публику. Таким навыкам, как говорить, двигать руками, подавать себя, — этому всему можно научиться, в принципе, как и харизме, и лидерству. Просто последние два качества самые большие, и если они уже есть, то на YouTube будет легче.
— Стоит ли снимать видео на хайповые темы, если они несколько далеки от основной тематики канала?
— Стоит пользоваться профи, которые могут дать хайповые темы, и подавать так, как это тебе комфортно и как будет интересно твоим зрителям. Полностью игнорировать, что есть возможности раскрутки за счёт хайпа, глупо. Но и полностью скатываться на такой «жвачный» канал — неуважение к себе. Вообще, это всегда очень тонкая грань.
— Снимать видео — дорого, поэтому не все решают вкладываться в этот формат. Как тогда быть с видеоформатом небольшим медиа, если денег нет?
— Во-первых, сейчас у многих есть айфоны. Очень многое зависит здесь от идеи. Плюс есть сервисы аренды техники, друзья с техникой. Всегда будут варианты, как найти способ снимать видео, если есть идея. Оператора можно нанять за 2-3 тысячи в час и снять, что тебе так давно хотелось.
— Достаточно и можно ли на первых порах снимать на хорошую камеру телефона? Или подписчики этого не простят и сразу нужно на профессиональную технику?
— Можно спокойно начинать снимать на телефон. Вообще, всё, что касается начала, надо просто пробовать. Вот какие у тебя есть ресурсы, те и надо использовать, чтобы не загасить идею и энтузиазм, когда эта идея возникла. Тем не менее, хорошую картинку нельзя недооценивать, она много даёт в продвижени. Поэтому, когда понимаешь, что нашёл своё, знаешь как делать, то технику можно и нужно апгрейдить.
— Ты сейчас переехала в Москву. Чем отличается нижегородский видеоблогинг от московского?
— Есть две сферы сейчас: блогеры, которые живут в Москве, и все остальные, Замкадье такое. В принципе, в любой сфере такое разделение. У московских блогеров есть своя тусовка. Что это даёт: ты сразу знакомишься со всеми, ты делаешь больше коллабораций, больше возможностей сотрудничать с брендами. Приходишь на какую-нибудь вечеринку — и сразу договорились, отметили друг друга в Stories в Инстаграме. Это постоянно работает и даёт эффект. В Нижнем этого всего нет: ни представителей брендов, ни блогеров, ни прочего. В любом провинциальном городе так. В этом проблема, поэтому так много ребят из медиасферы едут в Москву. Там огромная медиаиндустрия, которая уже развита. Очень легко, например, в полдесятого вечера в субботу взять себе любую камеру в аренду. Ещё и очередь будет, потому что работают до 2 часов ночи. Здесь вообще всё по-другому. Приходит в голову идея — и ты её сразу можешь воплотить. А в Нижнем: ну, круто, и как я это сделаю в субботу вечером?
— Тогда что делать видеоблогерам из Нижнего?
— Нельзя полностью отчаиваться, что вот я живу в Нижнем и всё невозможно. Вполне возможно. Существует много способов продвижения онлайн, клиентов тоже можно найти онлайн (я так искала). Если нравится тебе какая-то одежда, косметика, то ты можешь написать брендам в Инстаграм и запартнёриться. Просто это не так легко и занимает больше времени, но вполне возможно. Тут скорее от энтузиазма зависит. Если нет сил тащить город на себе и развивать там продакшн, объединять блогеров, то проще ехать в Москву. Там уже всё есть.
— Поработав с командами-участниками, на какие ошибки ребят хочешь обратить внимание, чтобы те избежали их в будущем?
— Запомнился один проект про экологию, который писал, что такие проекты не заходят. Хотя тема важная. Нужно, как мне кажется, рассказывать более простым языком. Проблема была в другом: рассказывая достаточно просто, они делали это настолько депрессивно, что ты читал и чувствовал себя виноватым. Мы и так знаем, что беда. Подписаться на рассылку несчастий и обвинений не захочет ни один человек. Я писала им в комментарии, что лучше идти через позитив: планету можно спасти, вот конкретные шаги, сделали — молодцы.
Очень много было проектов студенческих организаций. Их все можно объединить тем, что они абсолютно одинаковые. Но участникам кажется, что они придумывают нечто удивительно новое. Я сама состояла в таких организациях, и мы сами придумывали медиа. Мне тоже казалось тогда, что я буду писать весело, интересно, на меня должно подписаться много людей. Но по факту пишут анонсы мероприятий университета и всё. И пишут скучно: создаётся ощущение, будто это писала помощница ректора, а не восемнадцатилетние весёлые ребята. Этот конфликт всегда происходит в студенческих организациях: делать так, чтобы никто ни к чему не придрался. Хорошо, если ещё будет направлено на студентов, хотя по факту не направлено ни на кого. У всех участников достаточно энтузиазма, чтобы создать интересное студенческое медиа. Были даже ребята, которые взяли интервью у Дудя. Нужно развивать себя дальше в этом направлении. Не прогибаться под организационными репортажами, а сделать, например, мемы с фотками оттуда, чтобы хотя бы смешно было. Самая большая проблема — все хотят сделать суперинтересно, и ни у кого не получается. Мой главный совет ребятам — посмотреть Вконтакте одинаковые группы студенческого самоуправления друг друга и понять, как они видят эту чужую группу. Увидеть, что все одинаковые, и увидеть ошибки. На таких примерах учишься гораздо лучше.
— Какие компетенции стоит развивать современным командам для создания успешного интернет-медиа?
— Они многое умеют, поэтому больше всего им нужно работать над созданием вирусного контента, над расшариваемостью. Это приносит охват. Важно уметь без Дудя создавать такой контент, которым хотелось бы поделиться.
— Хакатоны стали весьма популярны и добрались до медиа. Как считаешь, полезен ли такой формат для развития индустрии и почему?
— Конечно полезен. Легче смотреть на других, чем на себя. И круто, что теперь есть возможность получить этот взгляд со стороны. Причём получить фидбек не только от экспертов, но и от таких же ребят, заинтересованных в деле. Это позволяет сократить путь проб и ошибок просто до верного пути.
Наталья Зиновьева