Бывает так, что некоторые актёры хотят выйти за рамки театра, создать что-то своё, неповторимое. То, что сломает стереотипы о театральных постановках. Что позволит поэкспериментировать с жанрами и отразить все грани театральной культуры. Так в Нижнем Новгороде появилось содружество актёров «К.А.Р.М.А.», главная цель которого — по-настоящему удивить зрителя, помочь ему почувствовать то, что он ещё никогда не испытывал.
«…За столом сидят три актёра. Мечтают. Жаркие дискуссии о театре. Молитвы о несыгранных ролях. Всё как всегда: то яростно-возвышенно, то сразу же смиренно и похоронно. И тут снова очередное, уже не раз отчаявшееся, но до сих пор одержимое ЭТО: „Костя, Лёха (будущие участники содружества — прим. редакции), надо начать своё личное творческое дело, давайте, наконец-то, попробуем“», — рассказывает Руслан Кутлыев, один из создателей содружества актёров «К.А.Р.М.А.».
Объединение появилось в 2014 году. На своём пути актёры встречали множество трудностей, но сейчас внимание и любовь зрителей окупает с лихвой все преодолённые препятствия.
«К.А.Р.М.А.»: начало
«Идея создания содружества возникла у меня давно, — говорит Руслан. — Работая в репертуарном театре, кроме основной актёрской деятельности, я много занимался самостоятельным творчеством: делал капустники, придумывал различные актёрские номера, которые всегда бывали достойно оценены членами жюри фестиваля „Веселая коза“ (Нижегородское ежегодное мероприятие — прим. редакции). В начале 2014 года случилось неизбежное, а именно мой уход из здания театра в мир театра. А 21 сентября того же года на сцене пространства „Маяковка, 10“ мы играли спектакль „В ожидании Годо“ как содружество актёров „К.А.Р.М А.“».
У актёров было множество вариантов, чтобы назвать своё объединение. Мозговой штурм происходил в телефонном разговоре. «Честный театр». «Лучший театр». «Крутой театр». «Мегатеатр». «Мы-театр». «Только мы — театр». Руслан вспоминает, как они придумывали, улетали в какие-то подсознательные выси и смеялись от души. Был даже вариант «Офигенский театр».
«И, точно не помню, кто из нас, может быть, мы даже сказали это одновременно, но сквозь потоки телефонной связи вдруг просочилось — „Карма“. Пауза. „А ещё — содружество актёров!“. Пауза. „Круто!“. Так и появилось название коллектива».
В каждый спектакль актёры содружества вкладывают глубокий смысл, пытаясь вызвать у зрителя поток эмоций и размышлений. Также во всех их постановках можно увидеть некий мистический мотив, проскальзывающий на протяжении всего действия. Например, постановка по пьесе С. Беккета «В ожидании Годо» — это история и для ума, и для сердца. Осмысливать спектакль можно бесконечно, и одновременно он даёт колоссальный заряд эмоций. Несмотря на стильную сумрачную эстетику, у него сильная положительная энергетика.
Первый выход
День спектакля. Актёры содружества ощущают страх, но в то же время и азарт. Чтобы сыграть, избавившись от неприятных чувств, команда решила: «Точно! Нужно воплотить свои страхи в творчестве».
Руслан попросил знакомого актёра постоять перед началом спектакля на первом этаже «Маяковки» в кожаной куртке, в очках и с битой рядом с разбитыми телефонами и прочими устройствами, на которых лежала табличка «Эти гаджеты звонили во время спектакля». Другого коллегу режиссёр попросил полежать в лифте «Маяковки» с загримированной под пробитую головой рядом с арматурой и табличкой «Неблагодарный зритель».
Но и это ещё не всё. Артист, которого содружество называет Гией, принёс подушку с одеялом и «спал» до начала спектакля в зрительном зале. Люди заходили, будили спящего, если он занимал купленное ими место. Гия извинялся. Вставал и проходил спать на другое свободное кресло. Так он перемещался с подушкой и одеялом по всему залу. Внимание зрителей было явно захвачено. Сначала люди недоумевали, но потом начинали улыбаться, узнав, что актёры таким образом привлекают зрителей и артистично просят их во время спектакля убрать гаджеты и насладиться игрой на сцене.
В 2014 году за спектакль «В ожидании Годо» коллектив получил награды на фестивале «Школа современного театра» по двум номинациям: лучшая режиссёрская работа (Руслан Кутлыев) и лучшая женская роль (Марина Замыслова).
«Марина»
На следующий день после успешного выступления содружество начало работу над новой постановкой.
Спектакль по стихотворениям и письмам поэтессы Марины Цветаевой ознаменовался как радостными, так и печальными событиями. Бывало так, что на выступление покупали всего десять билетов. Команда не сдавалась, и даже при малом количестве зрителей отыгрывала спектакль. А иногда спектакль задерживали, поскольку весь зал был продан, но зрители ещё шли. Ставили дополнительные места. Актёры ликовали.
Однажды было очень страшно. Руслан вспоминает: «Два дня до спектакля. Какое-то кафе. Сидим, ужинаем втроём. Телефонный звонок Алёне (бывшей участнице содружества). Она говорит по телефону, и у меня начинает в каком-то нездоровом предчувствии биться сердце. Кладёт трубку. „Рус, мы с Викой (также бывшая участница содружества) не можем играть через два дня, у нас в театре замена спектакля“. Пауза. Время остановилось. „Но у нас тоже театр! Вы же договаривались, пусть поставят спектакль, где вы сразу вдвоём не заняты“. „Рус, извини, но это основная работа!“. „Ладно, Алён, понимаю“. Ушла.
Остались с Мариной. Сидим, молчим. Желваки. Зубы стиснуты. В душе мятеж. „Рус, надо отменять спектакль, ничего не поделаешь, скажем, что по техническим причинам, такое бывает“. „Нет, Марин, мы не можем отменять спектакль!“. „Что делать?“. „Не знаю“. Сидим, молчим. Нервы на пределе. „В общем, так, звоню Лёхе и Сане, завтра вечером экстренная репетиция“. „Что ты решил?“. „Переформатирую спектакль“. „Как?“. „Не знаю“…
Вечер следующего дня. Спектакль переформатирован… Вечер послезавтра. Спектакль состоялся. Шёл домой уставший, но вдохновенный. К инциденту отнёсся философски: это не они ушли из спектакля, а спектакль вытеснил „лишнее“. Улыбался…».
Усилия Руслана не прошли даром. В 2015 году на фестивале «Школа современного театра» Марина Замыслова получила награду в номинации «Открытие» за литературно-мистическую композицию по стихам и письмам Цветаевой «Марина».
Новые постановки. Новая победа
Весной Руслан решил, что содружеству необходима новая постановка. Также он хотел найти кого-то из режиссёров для сотрудничества, и это на тот момент было сложно: кто-то отказывался, кто-то обещал подумать. Марина Замыслова, коллега и жена Руслана, связалась с режиссёром Александром Петровичем Ряписовым, чтобы поставить моноспектакль «А рыбы спят?» по пьесе Йенса Рашке…
Это история о десятилетней девочке, которая «познакомилась» со смертью. История, рассказанная ребёнком. История мудрого маленького человека. Моноспектакль, который, можно так сказать, является своеобразной терапией и выступает посредником между взрослыми и детьми.
…Пришлось взять кредит. Да, это был риск, но оправданный, иначе содружество перестало бы какое-то время развиваться.
Спустя некоторое время Александр Петрович предложил Руслану роль в постановке «Сон смешного человека» по Достоевскому, на что получил ответ «Да!» без раздумий.
«Пошли репетиции. Крутые репетиции. Космические. Глубокие. Иногда просто в разговорах. Иногда в молчании. Но всегда такие важные, такие нужные. Александр Петрович параллельно ещё репетировал спектакль с Мариной».
Руслан долго готовился к важному разговору, а именно к предложению Александру Петровичу и второму актёру постановки «Сон смешного человека» Ивану Старжинскому (артисту театра драмы) стать частью содружества. Они согласились в этот же день.
Постановка «Сон смешного человека», как и предыдущие, вышла очень эмоциональной и оригинальной. Герои Ивана Старжинского и Руслана Кутлыева показывают зрителям дождливый Петербург, образно поднимают их на верхние этажи меблированных комнат, отправляют в космические просторы других вселенных. Вместе с реалиями хмурого Питера это — сочетание несочетаемого.
Стоит отметить, что спектакли «В ожидании Годо», «Марина» и «Сон смешного человека» были поставлены на стипендии, выделяемые СТД РФ (Союз театральных деятелей Российской Федерации — прим. редакции), и каждый из этих спектаклей нашел свои награды на фестивалях.
В начале декабря 2018 года в Санкт-Петербурге прошел очередной Международный фестиваль негосударственных театров и театральных проектов «Рождественский парад». Спектакль «Сон смешного человека» по мотивам фантастического рассказа Ф. М. Достоевского в постановке Александра Ряписова получил высшую награду — гран-при!
На этом команда не собирается останавливаться: продолжит создавать свои неповторимые по атмосфере постановки и радовать зрителей.
Немного о видеочитках
Осенью этого года содружеству пришла идея создать новый проект, рассчитанный больше на самих актёров, чем на широкую публику. Это цикл видеочиток «От души», где артисты читают стихотворения или отрывки из литературных произведений. Материал они выбирают сами, как и место для чтения. При этом в процесс «видения» актёрами текста другие участники содружества и оператор не вмешиваются.
«Получается такой интимный разговор, от души, без репетиций, без художественных простроек. Только чутьё и природа, подсказывающая нам детали для насыщения читки теми или иными символами. Далее я планирую усложнить проект, привлекая всех желающих. В видеочитках будут принимать участие не только актёры, но и обычные люди», — рассказывает о своих дальнейших планах Руслан.
Участники содружества:
- Руслан Кутлыев — актёр, режиссёр, педагог Нижегородского театрального училища;
- Александр Сергеев — актёр;
- Марина Замыслова — актриса;
- Иван Старжинский — актёр;
- Константин Еремеев — актёр;
- Алексей Степанушкин — актёр, звукорежиссёр, художник по свету;
- Александр Ряписов — актёр, режиссёр, педагог.
Полина Быстрова