«В куклы не наигрался», — так говорят про человека, который ведет себя инфантильно. Однако куклы не только детская забава. С помощью кукол можно исцелить глубокие психологические травмы и решить застарелые проблемы. Только речь идет не о барби, не об авторских куклах с фарфоровыми головками и не об антикварных куклах — украшениях интерьера. «Целительницами» являются куклы народные, обрядовые.
Что такое «обрядовая кукла»
Считается, что куклы-мотанки (от слова «мотать») появились на Руси тысячу лет назад, во времена язычества. Они сосуществовали с человеком, сопровождали его от рождения до смерти и выполняли определенные функции.
Когда в семье рождался ребенок, ему в колыбель клали куклу Пеленашку. Она и сама похожа на младенца: скрученное полотенце, завернутое в кусок ткани, а сверху платочек. Над люлькой вешали куколок Кувадок — вместо современных погремушек. Они успокаивали, забавляли малыша и отгоняли нечистую силу.
Когда малыш подрастал, для него делали Зайчика на пальчик, которым можно было играть, развивая мелкую моторику. Символом того, что ребенок стал самостоятельным, была кукла Отдарок на подарок. Ее ребенок делал сам, под присмотром бабушки, и дарил родителям со словами: «Спасибо, папенька и маменька, что на ноги поставили». С этого дня чадо занимало свое место на лавке, за общим столом.
Конечно, скручивание кукол было делом женским. Лет в 12 девочка осваивала готовку, рукоделие и становилась маминой помощницей. В этот переходный период она делала куклу На выхвалку, чтобы похвалиться перед взрослыми своим умением ткать, прясть и вышивать. Если кукла получалась искусная, то взрослые девушки принимали девочку принимали в свой круг, на посиделки. А мама, чтобы показать, что у нее есть дочь на выданье, ставила в окно куклу Платочницу.
Когда к девушке сосватался жених, готовились к свадьбе. Знаковое событие тоже не обходилось без кукол. На поднос со свадебным караваем ставили куклу КрАсоту, изготовленную невестой. Она демонстрировала рукодельные будущей хозяйки и одновременно служила оберегом. Мать жениха дарила молодоженам Неразлучников. Называются они так потому, что разлучить их невозможно: у двух куколок общая рука. Это служило символом того, что отныне два человека соединили свои судьбы навеки. Мать невесты делала куклу «Материнское благословение»: она изображает женщину, к подолу платья которой приделаны две маленькие фигурки — жениха и невесты. Эти фигурки надлежало отрезать и отдать молодым.
После замужества девушка входила в новую роль жены и хозяйки. И в этом ей помогала Девка-баба. Это кукла-перевертыш: с одной стороны видна молодая незамужняя девушка с длинной косой, с другой стороны — зрелая женщина в платке.
Чтобы в доме было сытно и изобильно, в нем «поселяли» куклу Зерновушку (она же Горошинка, или Крупеничка). К поясу ее привязывали мешочек с зернами: гречкой, пшеницей, овсом… Зернышки клали самые крупные и лучшие, чтобы в следующем году урожай был богатый. По весне, когда начинался посев, первыми в землю бросали именно зерна из мешочка Крупенички.
Когда нездоровилось, кукла Кубышка-травница отгоняла хворь и помогала крепко спать. Берегиня охраняла дом от дурного глаза. Птица-радость накликала весну. Масленицу и Коляду делали к соответствующим праздникам.
Это далеко не все куклы, которые жили вместе с нашими предками. Было множество других, у каждой — свое имя и назначение.
Как правильно делать народную куклу
Настоящая народная кукла создается с соблюдением некоторых правил, в которые заложен особый, сакральный смысл.
Делать куклу «через не хочу» не следует, нужно делать ее с охотой, настроившись на этот процесс. В основе куклы — вертикаль, что символизирует стремление вверх, духовное развитие, и спираль — траектория движения галактик во Вселенной. Три части куклы — голова, туловище и ноги – воплощают три уровня бытия: подземный, земной и небесный (космический). Куклу скручивают в один присест: если уж вы взялись за нее, то не следует прерываться, пока не закончите, и по часовой стрелке. Традиционно кукол делают из остатков материи, которые есть дома: ситца, хлопка, льна, — и перевязывают красной нитью. Важно, чтобы ткань была натуральная: она усиливает взаимосвязь с природой, с духовным миром. Основные цвета: красный, белый и черный, означающие рождение, жизнь и смерть. Ножницы в работе не используют: нитки откусывают зубами, а лоскуты рвут. Детали куклы связывают или скручивают между собой, но ни в коем случае не сшивают. Иголка может понадобиться только для вышивки на одежде куклы. В таком обращении с материей отражается принцип ненасилия: вы не придаете ткани ту форму, которую хотите, а позволяете ей самой обрести форму. Скручивая, как бы «сливая» ткани воедино, вы не разрушаете одно ради создания другого, а даете одному «перетечь» в другое.
Еще одна характерная черта обрядовой куклы — безликость. Наши предки верили, что кукла существует на границе между мирами людей и духов. Через глаза, рот, уши в куклу мог проникнуть злой дух, а затем навести порчу на обитателей дома.
Что такое куклотерапия
Сегодня забытые традиции возрождаются в новом качестве. Теперь изготовление кукол — это уже не ведовство, как было в древности. Это — хобби и возможность получить новый опыт, но, кроме того, ещё и своего рода психотерапия.
Современная жизнь, особенно в больших городах, — это суета, скорость, стресс. Природа же, из которой мы произошли, живет медленно. Поэтому большинство из нас находится в дисгармонии с природой, наш внутренний ритм искажен. Сматывая куклу, человек замедляется и возвращается в свое естественное состояние. Создание куклы становится медитацией, во время которой удается заглянуть внутрь себя. Это еще одна причина, почему кукла безлика. Ей не нужны глаза, потому что ее взгляд направлен не вовне, а вовнутрь.
Кукла помогает выявить то, чего человеку недостает для гармонии, отразить психологические травмы или болезни тела. Увидев, что не так в кукле, которую вы сделали, вы можете исправить это в ней. И такая же коррекция произойдет в вашей жизни, хотя, возможно, не сразу.
Мария Куржавская проводит мастер-классы по изготовлению народной куклы, и вот что она говорит:
«Ко мне приходят люди с разными запросами: кому-то хочется просто куколку, кому-то хочется себя порадовать, кому-то принести в свой дом что-то. Каждая кукла что-то означает, и человек, делая куклу, привносит это в свое пространство. Но в любом случае, на мастер-классах происходит „реабилитация“. Человек начинает смотреть в себя. Например, делая куколку Пеленашку, некоторые женщины просто рыдают, потому что их в свое время недонянчили, им не хватило родительской нежности, внимания, любви… Технически эта кукла исполняется просто, но внутренние переживания, которые они испытывают, заполняют тот пробел, который годами зиял в структуре человека. Этот пробел невозможно закрыть какой-то радостью, внешними удовольствиями, потому что это все не то. А скручивая куклу, женщина проживает необходимый процесс и прощает. Это прощение позволяет ей исцелиться. И это чудесно, что человек сам, без чьей-то помощи и без вложения денег может себя излечить».
Мастер-классы и регулярные занятия по скручиванию кукол проходят в этноцентрах, на ярмарках мастеров и этнических праздниках. Например, можно записаться на мастер-класс к Марии Куржавской, написав ей «ВКонтакте».
Наталия Захарова
12+