Нижний Новгород богат историей архитектуры и разных любопытных зданий. На самом деле, красивый архитектурный облик город приобрел не так давно. Активная застройка исторического центра пышными зданиями в стиле классики, эклектики и модерна велась всего лишь с конца XVIII века. Удивительно, откуда в Нижнем Новгороде готические здания, ведь в эпоху готики на Руси царил ужас и хаос от постоянных набегов татаро-монгольского ига. Оказывается, что такие необычные здания строили совсем недавно, в начале ХХ века, и называлось это неоготикой — такое было романтичное направление, тоскующее по не существовавшей на Руси эпохе.
Торговый дом купца Рукавишникова
В 1914 году на Нижневолжской набережной появилось здание, выделяющееся среди современных ему построек рубежа XIX-XX веков. Его автором был Фёдор Шехтель — один из известнейших представителей эпохи модерна в России и Европе. Само здание принадлежало нижегородскому купцу и меценату Сергею Рукавишникову. Оно было частью большого комплекса вместе с другим домом, фасад которого выходил на ул. Рождественскую.
Фёдор Шехтель создал здание в стиле позднего модерна, который черпал вдохновение в разных ретро-стилях, например, в европейской готике. Сложный фасад здесь тоже стремится ввысь. Сильный ритм вертикалей был рассчитан на восприятие с реки. Архитектор создал имитацию контрфорсов — это выступающие элементы на плоской стене. Их завершает остроконечная башенка-пинакль. Эти готические элементы можно было рассмотреть лишь с далёкого расстояния (именно с воды) и насладиться архитектурой позднего модерна.
С началом Первой мировой войны в «готическом замке» расположилась военно-обмундировочная швейная мастерская, эвакуированная из Варшавы. В ней изготавливались вещи, необходимые фронту. В послереволюционный период мастерская стала именоваться «Швейной фабрикой имени Красной Армии и Флота». Вскоре профиль фабрики сменился, но ненадолго. В годы Великой Отечественной войны снова стали выпускать солдатское обмундирование. Далее в здании располагалась швейная фабрика «Маяк», которая прекратила свою работу в 2015 году.
Сейчас у здания новый владелец. На месте бывшего производства обсуждается создание арт-кластера ‒ своеобразной креативной площадки.
Портовые сооружения на Нижневолжской набережной
На Набережной выделяются ещё два здания около Канавинского моста. Как и Торговый дом Сергея Рукавишникова, они напоминают средневековые замки в уменьшенном размере. Их спроектировал в 1912 году архитектор Николай Вешняков по заказу начальника путей сообщения Казанского округа. Остроконечные кровли, стрельчатые окна и романские башенки создают неоготический образ. Несмотря на такой необычный для города архитектурный облик, предназначение зданий было весьма прозаическим. В одном из них располагалась канцелярия судоходной дистанции, а в другом ‒ больница-амбулатория для судорабочих, которые часто являлись причиной массовых эпидемий. Сейчас оба здания используются под рестораны и украшают старинный город.
Дом 8 на Студёной
Мало кто знает, что дом №8 на Студёной проектировали совсем не под административные помещения. Ещё сто лет назад в нём проходили торжественные воскресные службы и поминальные панихиды. Здание с довольно необычным для города силуэтом первоначально служило католическим храмом Успения Девы Марии. Его строительство началось в 1914 году. К тому времени это был уже второй католический храм в городе. Его прихожанами являлись жители Панской слободы, в которой селились пленённые во время многочисленных войн поляки, литовцы и немцы.
Архитектором храма выступил Михаил Кунцевич. Церковь должны были украшать высокие шпилеобразные башни и стрельчатые арки, над входом по проекту находилось окно-роза. Однако началась Первая Мировая война, и величественный неоготический храм остался проектом на бумаге. Вместо него построили католическую церковь без высоких башен и красивых сводов. Вплоть до 1939 года, пока большинство прихожан не было репрессировано, а священник Антоний Дземешкевич убит, в церкви проводили божественные службы.
В 40-х годах XX века здание перестроили под общежитие. Затем храм Успения Девы Марии служил радиоузлом и техническим центром. Сейчас в нём располагается Нижегородский центр научно-технической информации и Министерство энергетики Российской Федерации.
Церковь адвентистов седьмого дня
Обращение нижегородцев к готическим мотивам наблюдалось не только в самом начале, но и в конце XX века. В 1989 году на ул. Шевченко началось строительство Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Проектом руководил Николай Либенко, архитектор по образованию и глава «Христианской ассоциации служения заключенным» по должности. Храм построен в неоготическом стиле, о чём говорят стрельчатые окна по бокам и контрфорсы, украшенные башенками-пинаклями, на лицевом фасаде храма. Как религиозное движение адвентизм является ветвью протестантства, берущего своё начало в Европе. Именно поэтому многие церкви христиан-адвентистов построены по западноевропейскому образцу. Однако фасады таких храмов отличаются от католических. Церковь обычно не украшается скульптурой, лепниной или ажурными порталами, в её архитектуре господствует минимализм и строгость внешнего облика.
Ксения Юферова
Фотограф: Илья Нагин
16+