Интервью с нижегородской журналисткой, писательницей Еленой Митягиной. На данный момент у Елены восемь книг, в основном она пишет в жанрах антиутопия, городское фэнтези и мистика. Участник конкурсов от издательств АСТ и ЭКСМО. За время своей писательской деятельности сформировала своё уютное комьюнити у себя в группе ВКонтакте и постоянную аудиторию читателей.
— Елена, как вырешили перепрофилироваться из журналиста в писатели? Какие были для этого предпосылки, что на Вас повлияло?
— Писательство – это скорее хобби, я по-прежнему журналист, а еще у меня есть свой блог о путешествиях и интересных местах и событиях Нижнего Новгорода. Это мое второе хобби. Писать книги я начала в 2010 году. Помню, что мне приснился интересный сон, который вдохновил на написание первого романа-фэнтези.
— Как сложилось, что вы начали писать именно в жанрах антиутопии, городского фэнтези и мистики?
— В жанр антиутопии я влюбилась после прочтения книги Джорджа Оруэлла «1984». Она меня сильно потрясла и заставила задуматься о том, каким может стать наш мир в далеком будущем. Человечество идет по пути саморазрушения и медленно уничтожает свою планету. Современная жизнь меняется со скоростью света, порой за переменами сложно уследить. И, вспоминая моменты десятилетней давности, понимаешь, что даже не представлял себе картину мира, которая есть сейчас. А еще вдохновляет тема «эффекта бабочки» из одноименной книги Рэя Бредберри, когда даже малейшее изменение в настоящем может привести к непоправимым последствиям в будущем. Фэнтези и мистика – еще одна моя большая любовь. Но нравится мне писать именно «городское» фэнтези. События происходят в современном мире с обычными людьми, но имеют мистический характер. Хочется верить в чудеса в реальной жизни.
— Журналистская деятельность влияет на ваши произведения? Вносите ли вы реальные случаи из работы в сюжет книг?
— Еще как влияет! В начале своего журналистского пути я работала в газете из разряда желтой прессы, и это было очень веселое время. Происходило много смешных, странных, удивительных и страшных событий, отсылки к которым есть в моих работах.
— Сложно ли пробиться в издательство молодому автору?
— На эту тему я могу рассуждать долго 🙂 Да, очень тяжело. Но сейчас есть множество всяких конкурсов на литературных интернет-порталах, главным призом которых является публикация в одной из серий издательства. Правда, чтобы повысить свои шансы на успех, необходимо ежедневно вести на свою книгу толпы читателей, просить у них оставлять лайки и комментарии. То есть, там автор еще является по сути своей и пиарщиком. А это значительно усложняет процесс работы над книгой и отнимает много времени. Я принимала участие в трех подобных конкурсах, в одном была на топовых местах по посещаемости и активности читателей, но выбор издательств пал на других писателей. Так что даже активная работа и отдача последних сил не гарантирует победы.
— В одном из подкастов Websarafan Дмитрий Румянцев (интернет-маркетолог, член Союза писателей Санкт-Петербурга) сказал: «У нас писательские мозги. Россия литературоцентричная, если ты написал книгу, то для массового сознания ты сразу перешёл на другой уровень». Согласны ли вы с его мнением?
— Вообще многие, кто узнает неожиданно о моем писательском хобби, удивляются и действительно как-то по-другому начинают относиться ко мне. Но это сложно объяснить. В целом не соглашусь с этим высказыванием, так как пишет сейчас каждый, кому не лень. Но считаю, что это хорошо, так как творчество прекрасно само по себе и делает человека только лучше.
— Представьте, что вы попали в прошлое. Если бы вас попросили назвать книги, прочитав которые, можно получить представление о 21 веке, его людях и нравах, то какие вы назвали бы обязательными к прочтению?
— Это очень сложный вопрос, так как я больше люблю читать литературу 20 века. Но, наверное, я бы назвала «11/22/63» Стивена Кинга, хоть там главный герой, наоборот, попадает в прошлое, «Географ глобус пропил» Алексея Иванова, «Жутко громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера.
— Как происходит подготовка к написанию произведения? Существует отработанная методика или вы начинаете писать по зову сердца?
— Сначала рождается идея, вернее, какие-то ее кусочки, обрывки, которые впоследствии складываются в общую картину. Но эта картина может никак не рисоваться полностью в течение всей книги, и только к концу ты вдруг решаешь, что финальная сцена будет совершенно другой, да и герои могут внезапно предстать в новом свете. Вообще я люблю говорить, что книга пишет себя сама. Это удивительное чувство, когда начинаешь творить, и на несколько часов «вываливаешься» из реальности. Не существует ничего, кроме ноутбука и откуда-то возникающих образов. При этом у меня есть блокнот, в котором я структурирую будущее произведение, отрабатываю по главам, чтобы примерно представлять сценарий развития событий.
— Опишите этапы создания произведения (возникновение идеи, чем оно обусловлено, накопление сведений, круг проблем, главная тема, персонажи, проработка психологических портретов и т. д.).
— Частично я описала процесс создания в предыдущем пункте. А что касается героев, то проработка портретов ведется в отдельном черновом файле на компьютере, в котором я прописываю характеристики персонажей: возраст, особые приметы, характер, родственные связи и так далее. Иногда по ходу написания книги приходится заглядывать туда, чтобы вспомнить, кто кому кем приходится или как выглядит персонаж, о котором давно не вспоминали.
— Где для вас лежит граница между тем, о чём вы можете писать смело и свободно, и тем, что априори под запретом?
— Не люблю грязи в книгах, смакования человеческих пороков и одобрения плохих поступков. Одну из книг знаменитого и безумно популярного зарубежного писателя (не буду называть имени) я порвала от злости и отвращения. Там натуралистично описывались процессы… нет, пожалуй, я поберегу ваши нервы. И когда я рассказываю о том, что получила дозу отвращения от этой книги, часто встречаю удивленные взгляды поклонников автора. У каждого своя степень извращенности.
— Учитываете ли вы отзывы читателей при работе над произведением? Меняете ли что-то в уже готовой книге на основе читательского мнения?
— У меня есть плохая привычка: когда я дописываю книгу, то к ней уже не возвращаюсь, даже если в ней есть ошибки. Если в печать ее не берут, то и смысла нет, а если возьмут, то там все и поправим. 🙂 Не трачу времени на работу над уже законченным материалом, если в этом нет необходимости. Стараюсь сразу же браться за новую книгу, так как у меня очень много идей.
— Помогает ли Вам творить и совершенствоваться мнение аудитории?
— Помогают отзывы, очень. Любые. Просто когда получаешь обратную связь от читателей, это вдохновляет на продолжение работы. Это и есть муза. 🙂 А когда никто не пишет, тогда и работать совсем не тянет.
— Пишете ли вы сейчас новую книгу? Поделитесь с нашими читателями тем, что они могут ожидать.
— Сейчас у меня временный литературный отпуск. Однако в планах дописать «подзависшую» книгу «Мир под ногами». Это триллер, мистическая сказка для взрослых о детях, попадающих в подземный мир и вынужденных столкнуться со своими самыми большими страхами.
Для всех заинтересовавшихся, книги Елены можно найти здесь, а пообщаться с автором можно у неё в группе «ВКонтакте».
18+