Дмитрий Сухотерин: «Театр придаёт моей жизни больше смысла»

0
2635

Руководитель независимого театра зачастую не только режиссёр и актёр, он ещё администратор и пиарщик. Дмитрий Сухотерин выполняет все перечисленные роли и обязанности в нижегородском творческом объединении «НеТеатр».

«НеТеатр» обладает множеством наград и номинаций: например, «Лучшая мужская роль» (Белгород, 2017), «Лучшее музыкальное оформление» (Калининград, 2018 год), «Выбор зрителей» (Беларусь, 2011), «Выбор СМИ» (Белгород, 2016), «За вклад в развитие культуры» (Нижний Новгород, 2011). Коллектив успешно выступает по всей России, СНГ и Европе.

Дмитрий Сухотерин — режиссёр, драматург и руководитель нижегородского «НеТеатра», лауреат международных театральных фестивалей
— Дмитрий, когда был основан ваш театр?

— По поводу момента основания театра у нас нет единого мнения, но первая постановка случилась 29 марта 2007 года, хотя тогда театр не задумывался. Вторая постановка была 9 апреля 2009 года. Третья — в 2010-м. С третьим спектаклем и последующими гастролями я понял, что уже не остановлюсь. Поэтому когда был основан театр, трудно сказать.

— Каково это — быть режиссёром и что самое сложное в вашей профессии?

— Быть режиссёром здорово. Театр придаёт моей жизни больше смысла. Ты извлекаешь жизнь из небытия: пусть только на сцене, пусть на полтора часа, но именно это и есть творение, созидание. Режиссёр творит при помощи живых людей, в театре основное выразительное средство — человек. И в зале тоже – живые люди. И творчество получается такое же. А самое сложное в профессии — понимать, что ты создаёшь в голове у зрителя. Спектакль идёт не на сцене, на сцене действуют люди. А спектакль складывается в голове у зрителя, здесь и сейчас. Роман можно написать в стол, картину можно оценить через десять лет после смерти автора, спектакль существует только здесь и сейчас, каждый раз живой и разный.

— Почему вы решили основать свой театр, а не пошли в уже имеющиеся?

— Когда я впервые захотел заниматься театром, у меня не было профильного образования, только опыт постановок на студенческой сцене. Сейчас и опыта больше, и ГИТИС практически за плечами, но у нас в городе театров очень мало, конкуренция низкая, и планы их расписаны на годы вперед. Вот свежий пример: как ни странно, но спектакль, действие которого разворачивается в Нижнем Новгороде в Великую отечественную войну, отмеченный и московскими критиками, и зрителями в Нижнем Новгороде, Москве, Белгороде, даже Одессе, участник международных фестивалей, оказался не нужен ни в одном театре Нижнего. Несмотря на грядущее восьмисотлетие города, семидесятипятилетие Победы и уже состоявшиеся десять постановок на различных площадках города, включая вместительный культурный центр «Рекорд». Можно было бы сослаться на то, что пьеса плоха или спектакль неудачный. Но пьеса вошла в число лучших в 2018 году, а спектакль получил хорошую оценку Павла Руднева — ведущего театрального критика России. Можно было бы сказать, что зритель не будет ходить, но он ходит к нам. Парадокс: зрителю нужен, критикам нужен, нижегородским театрам — не нужен.

— Я знаю, что вы не только режиссёр, но еще и драматург, а также появляетесь на сцене в качестве актёра. Не много ли ролей для одного человека в одном театре?

— Помимо всего, что ты перечислила, на мне еще и административные вопросы, и реклама, хотя от этого очень хочется избавиться. Я успеваю быть и режиссёром, и драматургом, и актёром, а вот администрирование — это не моё. Хотелось бы, чтобы у «НеТеатра» появился директор, который сможет делать эту работу качественно.

— Кто вы по образованию и как пришли в театр?

— По образованию я историк, а также кандидат культурологии. Театром стал заниматься со студенческих лет: играл в КВН, участвовал в студенческой весне, а позже поступил в ГИТИС на режиссерский факультет.

— Когда мы договаривались об интервью, вы сказали, что собираетесь посетить WAFEst (мультиформатный фестиваль с мастер-классами, музыкой, фаер-шоу, театрами и многим другим). Почему вас привлёк именно этот фестиваль?

— Это большой фестиваль на Горьковском море, где есть музыкальная сцена, на которой выступают группы, SunSay, «Ковчег», а также театральная сцена и многое другое. Мне нравится, что WAFEst посещает огромное количество людей, около четырёх тысяч. Там можно встретить как новых зрителей, которые будут потом ходить на наши спектакли, так и старых.

— Какие в вашем театре критерии отбора актёров, кроме того, что их всех объединяет? Отбор идёт по каким-то качествам, навыкам?

— На наборы приходят люди без профильного образования, но с тягой к творчеству. Нам важна, скажем так, общая выразительность человека, его умение говорить, читать монологи, стихи, и, конечно, желание выступать. Один из ведущих режиссёров современности Анатолий Васильев говорил нам на встрече в ГИТИСе: главное — чтобы актёр был личностью, а всё остальное не важно. Мне кажется, это очень верно.

— Расскажите про ваш коллектив. Может быть, у всех есть общие черты, и вы можете создать образ «типичного» актёра «НеТеатра»?

— Типичный актер «НеТеатра»… Могу сказать, что у нас есть несколько кандидатов наук! Кроме меня, естественно. В любом случае, все актёры — очень разносторонние люди, умеют все: от танца на пилоне до проведения биологических экспериментов. Что нас объединяет? Наличие высшего образования, как ни странно, не актерского. Ещё у нас общее понимание происходящего и общее мировосприятие.

Коллектив нижегородского творческого объединения «НеТеатр»

— Как вы считаете, есть ли будущее у современного театра в Нижнем?

— В Нижнем очень мало театрального процесса, может быть, наберется 20 театров, включая даже студии, ставящие один спектакль в году. Конечно, в Москве и Санкт-Петербурге ситуация лучше, театров в десятки раз больше. Чтобы театр был современным, он должен бороться за обычного человека, а не профессионального зрителя. Нужна тут и поддержка властей, меценатов. Даже Московский художественный театр во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко не смог обойтись без поддержки Саввы Морозова. И это несмотря на то, что сами Станиславский и Немирович были людьми далеко не бедными. Первый из семьи успешных золотопромышленников, второй — популярнейший драматург. Но театр – это очень долгий и кропотливый труд. Репетиционный процесс не приносит денег, но требует значительного времени. Нашему театру уже есть что показать, мы собираем залы, посещаем международные фестивали, наши спектакли идут десятки раз. Куда бы мы ни приехали, всех интересует, профессиональные ли у нас артисты. У нас есть всё для того, чтобы развивать современный театр, однако банально нет своего помещения. Все деньги уходят на бесконечные аренды: репетиционной базы, площадок для выступлений (только с начала 2019 года мы арендовали четыре различные площадки более 20 раз, не считая постоянной репетиционной базы). В итоге мы теряем и деньги, и зрителя, который не знает, куда к нам идти. Нам нужен свой дом!

— Что такое театр сейчас и есть ли у него будущее?

— Современный театр по большей части — это театр интерпретаций. Одна из функций режиссёра звучит как «интерпретатор». Чехов писал про своих современников, ставили его произведения те же современники, и смотрели тоже. Теперь его ставят театралы для театралов. Мне непонятно, почему рядовому человеку должно быть интересно то, как интерпретирует Чехова тот или иной режиссер. Почему это должно быть интересней сюжета? Если бы театры не занимались интерпретацией давно интерпретированного, а брали современную актуальную качественную драматургию, то в театр бы ходили больше и любили бы его больше. В каждом театре было бы как на Гришковце и «Квартете И». Мне кажется, что такое будущее предпочтительней.

— Как в спектакле Nota Bene вам удаётся говорить со сцены о войне с юмором и так, что это выглядит гармонично?

— Пьеса Nota Bene основана на реальных воспоминаниях реального человека. Героиня пьесы – человек с юмором, у неё взгляд на жизнь, можно сказать, беззаботный. История неподдельная, в ней чувствуется правда, и она легко «забирает» зрителя. Поэтому получилась гармония: правдивая история, нет натуги, всё получилось само собой.

Вообще была такая цель — создать произведение о войне, которое понравится и детям, и взрослым. В Nota Bene воспоминания о детстве рассказаны с высоты прожитых лет. Поэтому это интересно и детям, и родителям. Это спектакль игровой, зритель не ожидает того, что он увидит у нас на сцене. Сейчас очень много стереотипов и о кино, и о спектаклях про войну: трагедия-боль-смерть. У нас это жизнелюбие, счастье и преодоление трудностей.

— Ожидали ли вы такой ажиотаж и столько положительных отзывов от критиков, когда создавали Nota Bene?

— На любой спектакль, который ты создаёшь, хочется получить как можно больше положительных комментариев. Конечно, существуют театральные постановки, целью которых является как раз-таки шокировать зрителя, вызвать негативные эмоции, что очень и очень просто. Я всегда спорю с современным театром, который желает показывать зрителю всякую мерзость. Как говорил Иосиф Леонидович Райхельгауз, шокировать человека очень легко, достаточно бросить искусственную отрубленную руку на сцену — и всем поплохеет. А мы рассчитываем так: что ценно нам, то ценно и другим. Очень приятно, что наш взгляд на жизнь разделяет большое количество людей.

— Чем в данный момент занимается коллектив? Расскажите о других своих постановках, кроме Nota Bene.

— Сейчас мы готовим новый спектакль «Сказки для хороших людей» и продолжаем работать над спектаклем Nota Bene.

«Сказки для хороших людей» мы уже попробовали почитать на WAFEstе и, на удивление, детям они тоже понравились. Хотя сказки эти сами по себе далеко не детские. Детям нравится интерактив, веселье, а взрослые смотрят на смысл.

Мой первый спектакль — это «Лифт». Долгое время «НеТеатр» так и назывался, пока у зрителей не возникла путаница между театром и спектаклем. Это история о том, как одинокий парень и девушка встречаются в лифте, и лифт застревает. Благодаря полутора часам, проведённым вместе в застрявшем лифте, молодые люди сближаются, общаясь.

Второй мой спектакль «Ангелы» мы «катали» с 2015 по 2017 год, зритель его очень любил. Человек очнулся на небесах, где его встретил ангел-следователь, который стал допытывать его, как же он жил свою жизнь и не нужно ли его отправить в ад.

«№3» — это спектакль, который сотворил «НеТеатр», он о дне человека в психиатрической клинике. Герой каждый день теряет память, совсем ничего не помня из вчерашнего дня. И главный врач решает допустить к больному практикантов, которые попробуют найти способы его излечения…

— Как бы банально ни звучало, но какие планы у вашего театра на ближайшее время?

— Играть Nota Bene, съездить на несколько международных фестивалей, возможно, даже выехать с гастролями в другой город. Набрать людей в коллектив для следующих спектаклей «Лифт», «Крыша», «Ангелы», «№3». Также хочется найти свою площадку — свой «дом» — и, конечно, директора.

— Чего вы ждёте от соискателя на эту должность?

— Директор нужен с административным опытом. На самом деле, самый подходящий человек — это тот, который администрировал команды КВН, либо незанятый с профильным образованием. В КВНе также есть и гастроли, и необходимость организовывать репетиции, и работа с билетами, зрителями. Подойдет также опыт руководства творческим коллективом, группой. И, конечно, очень важно, чтобы будущий директор разделял наши ценности, иначе нет смысла.

— Какой дом для театра вы хотите найти? Есть какие-то требования к постоянной площадке?

— Если говорить о самом помещении, то высота потолка в нем должна быть не менее 4-х метров и площадь от 100 квадратных метров. Лучше, чтобы оно находилось в центральной части города, потому что очень важна доступность театра в плане местонахождения как актёрам, так и зрителям.

Софья Владыкина
16+