Был ли нижегородский фуникулер первым в России и нужно ли его восстанавливать

0
3545

Не так давно появилась новость о том, что на раскопках в Нижегородском Кремле были обнаружены остатки первого городского фуникулёра, работавшего на водной тяге. Причём первый он не только в Нижнем Новгороде, но и во всей России, как сообщалось в источниках.

То что у нас в городе был и действовал фуникулёр — это не тайна о семи печатях, информация в открытом доступе, её можно найти. Вопросы возникают другие: действительно ли фуникулёр первый в России? Зачем его восстанавливать за немалую сумму? Какие проблемы он решит?

Мы поговорили на данную тему с нижегородскими экспертами: от городских исследователей, искусствоведов и экскурсоводов до разработчиков плана восстановления фуникулёра. Вот какие ответы мы получили.

Нижегородский фуникулер
Фото: Дима Четыре

Ира Маслова

городской исследователь, создатель сообщества «Городские экспедиции», организатор фестиваля фритуров
 

Значимость открытия абсолютно нулевая, потому что это подмена понятий: нашли какие-то детали фуникулера, а не открыли его наличие. Громкость заголовков «Открыли остатки фкникулера» равна громкости заголовков «Алла Пугачева умерла?». Про фуникулер мы знаем, а вот про то, что он первый в России, не знали и до сих пор сомневаемся. Очень плохо, совсем не путешествуем и не можем отличить журналистский вымысел от повода для гордости.

Стоит ли восстанавливать? Сложный вопрос. У города есть большая проблема с тем, чтобы подняться снизу наверх. Это — важная задача, и какой-то облегчающий механизм для этого нужен. Но нужен ли именно фуникулер? Возможно, нужен траволатор для пешеходов по Почтовому съезду, но это кажется очень дорогим решением. С одной стороны, фуникулёр частично эту проблему решает. Но с другой стороны, он решает не именно проблему взаимосвязи верхней и нижней части города, а больше проблему утоления жажды по истории, то есть это проект восстановления исторического фуникулера, а не полезного фуникулера. Казалось бы, круто — и история, и польза, но давайте будем отдавать себе отчет в том, что мы тратим огромные деньги именно на эту историческую справедливость, а создаем на ее месте новодел. Новодел актуален в двух случаях: если это — очень важный исторический символ, как, например, деревянные дома на Щёлоковском хуторе или Кремль, или это — объект, без которого все страдают, как если бы обрушился неказистый мостик через овраг. Фуникулёр восстанавливается больше как символ, но историческая его значимость не такая большая, как практическая. А практический вопрос можно было бы решить более уместным способом, чем через восстановление истории. Это замкнутый круг, и тут просто кто-то пример решение, чему отдать приоритет, практичности или новой историчности.

Также будет ошибкой делать что-то только для туристов, если этим не будут пользоваться местные (а у фуникулёра явно туристическое значение). К тому же, есть 11 трамвай, который призван решать именно задачу поднять людей с Рождественской в центр, и который ее полностью проваливает.

Похвалинский элеватор Нижний Новгород

Антон Марцев

искусствовед, проводит занимательные прогулки по Нижнему Новгороду
 

Я вижу больше пользы в восстановлении Похвалинского подъёмника, который связал бы конец Рождественской улицы с Набережной Федоровского. Сейчас площадь перед въездом на Канавинский мост — это «мёртвая» зона. Прошедший по Рождественской улице турист скорее всего повернёт обратно. Подъёмник позволит ему продолжить любоваться видами города, не возвращаясь тем же путём. Особенно актуальным Похвалинский подъёмник станет, если случится обещанное благоустройство Черниговской улицы.

В кремле необходимость подъёмника неочевидна. Кажется, это больше эффектный жест, чем что-то действительно нужное. Вызывает опасение и то, что движение вновь будет проходить под крепостной стеной. Пробитие нового тоннеля и неизбежные вибрации при работе подъёмника могут угрожать сохранности 500-летнего памятника. Лично я выбрал бы подъём на трамвайном вагоне исторического вида по уже имеющему пути — без каких-либо вмешательств.
Нижегородский фуникулер (элеватор)

Сергей Сипатов

экскурсовод, руководитель проекта «Квартал 1833 года»
 

Значимость велика, поскольку это единственный и первый, насколько я знаю, частично сохранившийся элеватор в России. Важен в первую очередь с точки зрения туристической, поскольку повысит привлекательность города. Но если рассматривать фуникулёр как транспортное средство, то нижегородцы им пользоваться не будут, это больше для туристов. Да и само строительство вызывает вопросы, делать нужно очень аккуратно: может обрушиться стена, осыпаться грунт.

Говоря о том, куда ещё можно было бы направить средства, то, как альтернатива, на восстановление деревянных усадеб, которые создают облик города и также привлекательны для иностранцев.

Вероника Беляева

заведующая центром туристического образования, исследований и взаимодействия с туриндустрией ИМОМИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского
 

Строительство двух фуникулеров (Кремлевского и Похвалинского) в Нижнем Новгороде в конце XIX века стало важным элементом развития транспортной инфраструктуры города. Однако к 1926 году действие фуникулёра оказалось не актуальным, и он был закрыт. На современном этапе развития транспортной сети города восстановление фуникулеров уже не будет иметь прежнего значения. К тому же изначально фуникулёры были органической частью трамвайного сообщения. Сейчас кремлевский фуникулёр вряд ли сможет стать частью именно транспортной инфраструктуры для местных жителей. К тому же вызывает опасение состояние стен и башен Нижегородского кремля, ведь на начальном этапе проектирования нового фуникулера именно этот вопрос неоднократно поднимался.

Вместе с этим он будет явно привлекателен как туристический объект, но только в том случае, если антураж станций в кремле и на площади Народного единства будет максимально соответствовать изначальному облику. Естественно, на степень востребованности фуникулёра как тур.объекта повлияет стоимость поездки и то, насколько удобным для тур.групп и индивидуальных туристов, будет график работы объекта.

Фрагмент чертежей Кремлевского фуникулера, 1895 г. Изображение предоставлено Виталием Красновым.

Чертёж (хаема) нижегородского фуникулера
Фрагмент чертежей Кремлевского фуникулера, 1895 г. Изображение предоставлено Виталием Красновым

Виталий Краснов

историк, лауреат Премии Нижнего Новгорода, один из разработчиков проекта восстановления фуникулёра
 

Честно говоря, озадачен формулировкой — «новость по теме раскопок фуникулера». Про них все давным-давно известно и проведение раскопок на месте линии Кремлевского элеватора лично я считаю полным абсурдом.

Те комментарии некоего археолога, который там копает (кот. я слышал), сводятся к таким банальным заявлениям, вроде того, что «подтверждено, что фуникулер действовал при помощи воды». Это смешно и пошло.

Когда мы с А. И. Давыдовым занимались этой темой, не удалось изучить полный комплект чертежей фуникулеров (в Петербурге в то время архив переезжал). Вот и было бы куда как лучше все-таки направить теперь специалистов для их изучения. Может, новые сведения (подробности) обнаружатся, в том числе и о Романе Абте, который, вероятно, и был разработчиком. Совершенно неизвестным остается для тех, кому эта тема интересна, личности Р. К. фон Гартмана, Фабрициуса и других — то есть людей, без которых элеваторов в Нижнем Новгороде не было бы.

Куча материалов о работе фуникулеров имеется, любопытные подробности — вплоть до советского времени.

И не надо считать, что после закрытия фуникулеров о них быстро забыли. Эта тема была окончательно оставлена только в начале 1960-х гг., а до этого к возможному их восстановлению неоднократно возвращались (вариант — устройство эскалаторов).

Одним словом, «раскопки», преподносимые как сенсация, смешны.

Что касается того, были ли первыми — да, это так.

Но первый проект «зубчатой дороги» был выполнен еще в 1883 г. для Киева (по Александровскому спуску). Реализован он не был, лишь в 1902 г. Киев получил полноценный фуникулер.

Так как нижегородские фуникулеры были первыми (Кремлевский и Похвалинский), то какое-то время с их обозначением не могли определиться. Да, про фуникулеры в Западной Европе знали, но наши не очень-то походили на них (возможно, потому, что вариант для Нижнего Новгорода с водяным балластом был к этому времени уже более архаичным). Поэтому, например, в заметке в «Ниве» за 1896 г. нижегородские фуникулеры названы «лифтами». А затем в обиходе нижегородцев утвердилось название «элеватор» (оно чаще употреблялось). Возможно, потому, что в это время уже работал  «магазин-элеватор» (зернохранилище), построенный в 1886 г. при мукомольной мельнице торгового дома «Башкирова Емельяна сыновья» в Благовещенской слободе (ныне ул. Черниговская). Кстати, также первый в России (строил инженер-технолог А. Р. Кушелевский). Доставка зерна в элеватор с судов производилась с помощью вагончика на проволочном канате, а в 1896 г. был устроен тоннель с транспортной «бесконечной лентой». Т.е. принцип работы был схожим.

Фуникулеры затем появились (и продолжают действовать) в целом ряде городов: Владивостоке, Каунасе, Тбилиси, Одессе и др. В Киеве работает. Печально, что век нижегородских фуникулеров был таким коротким.

Восстановить Кремлевский элеватор было бы неплохо. В конце концов, он часть нашей истории, в том числе истории кремля. Не только же храмы восстанавливать и стадионы строить! Об этом вновь заговорили еще в конце 1980-х, затем при В. Е. Булавинове велись разговоры. Что касается общей суммы, не знаю, но, конечно, удовольствие это дорогое. Но оно того стоит, я думаю.

Итоги

Именно в Нижнем Новгороде впервые в России появился и действовал фуникулёр. В других городах это случилось позже. Безусловно, это представляет историческую ценность. Восстановленый подъёмник будет привлекателен для туристов, но вопрос о том, решит ли он проблему связи нижней и верхней части города, остаётся открытым.

Наталья Зиновьева
12+