Разработка MVP стартапа в целях управления рисками

0
2007

Запустить сразу идеальный, выверенный стартап сложно, т.к. спрогнозировать его восприятие на рынке клиентами и конкурентами затруднительно, а большие капитальные вложения при неопределенности выгод – рискованны.

Как разработка MVP решает проблему неопределенности рынка

Предложение варианта бизнес продукта в мини версии, которая уже выполняет базовые рабочие функции, но способна к дальнейшему развитию, масштабированию – принцип разработки MVP (Minimum Viable Product). Реализация идеи создания рабочего прототипа будущего бизнес продукта вписывается и в предложение инновационных программных комплексов, и в стартапы материального производства.

Основные принципы в основе MVP:

  • создание рабочего прототипа бизнес продукта, обладающего ценностью для потребителя;
  • предложение минимального базового функционала MVP, дающего представление о функциональном расширении возможностей новых версий в будущем;
  • предложение коммуникационных каналов для получения обратной связи с потребителями.

Итерационный процесс приближения к лучшей версии бизнес продукта происходит путем поправок, улучшений прежних версий, нейтрализуя в превентивном порядке и финансовые потери, и репутационные риски.

eCgbO57t4-f3QKH72h_bUcFeHWwzQHW3X7zAsA_wdjewConSwV3isLL1FUYh6GHa1qsd1XE0d3lkT0JNanuLTMjatkIw1u_rY-dGu45vCEOVVWq-eR5dJ3TfxYsHl7D_088qYi2q

Основные цели разработки MVP для стартапа

Для понимания необходимости разработки MVP, важно определиться с ключевыми целями этого процесса:

  1. Проверка предположений, гипотез относительно реакции людей на предлагаемую идею (продукт), целенаправленная оценка рыночной ситуации не со стороны, а изнутри, в действии.
  2. Получение обратной связи от пользователей ранних версий бизнес продукта для комплексного понимания возможностей реализации инновационной идеи в будущем.
  3. Обобщение позитивных откликов клиентов для подтверждения правильности оценки предпринимателем их потребностей, закрепление позитивных позиций в структуре бизнес-предложения.
  4. Обобщение отрицательных откликов клиентов для нейтрализации рисков, корректировки функционала, характеристик предложения – итерационное приближение к отшлифованной рабочей версии бизнес продукта.

Первичная целевая установка на проверку гипотез строится, исходя из оптимизации затрат, полученных результатов и скорости процесса верификации инновационной идеи. Важно правильно выбрать целевую аудиторию и варианты ее привлечения к своему продукту, определиться с уникальными характеристиками продукта, отличающими его среди конкурентных предложений.

Какие аспекты учесть на этапе подготовки MVP

 

Эффект от MVP ожидается в том случае, если ранняя версия заинтересует потребителя. Таким образом, необходимо удовлетворить потребности клиентов, одновременно, удивив их.

 

Подготовительный информационный анализ к разработке MVP:

  1. Оценка конкурентов. Разработку первичной версии стартапа важно начинать с осмысления преимуществ, которыми обладает тестируемый бизнес продукт в сравнении с предложениями схожего функционала от конкурентов.
  2. Оценка опыта конкурентов. Восприятие конкурирующих предложений с позиции заимствования эффективного опыта, соперничающего партнерства, способствует осмысленному действию на основе уже проверенных сценариев поведения.
  3. Анализ целевой аудитории. Выбор фокус групп (пол, возраст, профессия, место жительства, уровень доходов и т.п.) для тестирования бизнес предложения по ожидаемым потребительским характеристикам конкретного продукта.
  4. Ориентация на клиента. Понимание того, какие задачи и проблемы клиента решит предлагаемый продукт – возможность оценить его функционал, удовлетворяющий реальные потребности.
  5. Формирование предположений, гипотез относительно вариантов развития стартапа. Сценарный подход позволит синтезировать разветвления алгоритма развития деятельности при сочетании различных условий внешней и внутренней среды. Тестируется каждый прогнозный сценарий для обоснования оптимального выбора наилучшего варианта развития бизнеса.

 

Желание быть значимым – мотив любого человеческого поведения. Продемонстрируй клиенту его значимость, и он проголосует своими деньгами за твой товар, купив его.

 

Этапы разработки MVP для стартапов

Стартапы предполагают инновационный характер реализации идей с коммерческой направленностью. Это означает, что необходимо выйти за привычные рамки, предложить нововведение, уникальный продукт.

Для разработки MVP необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Выявление проблем (на основе случайного наблюдения или целенаправленного исследования рынка).
  2. Поиск новаторского решения, идеи.
  3. Создание прототипа продукта, соответствующего видению идеи в его материальном прообразе (макет, опытный образец) или информационной модели (цифровой двойник, имитатор, симулятор).
  4. Тестовые испытания (технические и в фокус группах потребителей).
  5. Сбор отзывов по обратной связи.
  6. Внесение поправок.

Исходя из инновационного характера предложения, индуктивное мышление (от частного к общему), позволяет сначала найти идею решения, а потом подобрать проблему, которая будет решена посредством этой идеи.

Классификация MVP при подготовке стартапа

Разработка MVP прямо направлена на минимизацию информационной неопределенности при запуске бизнеса, поэтому требуется высокий уровень достоверности получаемых результатов для тестирования гипотез стартапера.

MVP с высоким уровнем достоверности (доказуемости, подтверждения гипотез), выполняют комплексные стратегические задачи при значительных ресурсных затратах времени, финансов, квалификации:

  • сбор информации для формирования маркетинговой стратегии;
  • прогнозирование активности спроса на конечную версию продукта;
  • поиск и попытка занять рыночную нишу;
  • экспериментальное представление продукта с оценкой первой реакции покупателей/потребителей;
  • опробование сценариев поведения по предложению, продвижению продукта, налаживанию каналов коммуникации и т.п.

Виды продуктов высокой достоверности в информационной сфере:

  • «Обезболивающее» – адресное, обособленное решение одной конкретной проблемы, демонстрация общих возможностей системы, способной к расширению функционала для решения других проблем.
  • «Волшебник Изумрудного города» — управление производится вручную, но с имитацией полной автоматизации всех встроенных функций.
  • «Консьерж» – открытое ручное управление продуктом и его тестированием.
  • «Лего» – фрагментарное управление на основе ручного и автоматизированного контроля клиента в системе.

MVP с низким уровнем достоверности выполняют задачи оперативного и тактического уровня по сбору информации:

  • идентификация потребностей клиентов;
  • поиск идей для решения проблем и удовлетворения потребностей;
  • оценка свободных рыночных ниш на предмет их привлекательности для планируемого стартапа и т.п.

Виды продуктов низкой достоверности в информационной сфере:

  • Интервью, анкеты, опросы – полевые и сетевые исследования с высокой выборкой.
  • Сообщества, форумы, сети – создание своих продуктов или действие на действующей платформе в Интернете;
  • Блоги – тематические сайты.
  • Видеоинструктаж – информационно-демонстрационные ролики о функциональных возможностях бизнес-продукта.
  • Посадочная, целевая страница – пробная версия будущего сайта, который еще полностью не построен, но представлен страницей, демонстрирующей конфигурацию и дизайнерскую идею.
  • Презентация, макетирование.
  • Краудфандинг – коллективное сотрудничество и софинансирование идей, которые поддерживают группы заинтересованных лиц.
  • Сервисы обсуждения и обзора новаторских идей – тематические и научные дискуссионные платформы, конференции.

Преимущества и недостатки MVP

К достоинствам MVP относятся:

  • оптимизация расходов – минимальный функционал за минимальные средства, в случае неудачного результата цена вопроса невелика;
  • проверка соответствия прогнозного предложения идеи стартапа реальному спросу на будущий бизнес-продукт;
  • привлечение и удержание покупателей через ознакомление с продуктом;
  • обоснование идеи для принятия инвестиционных решений и т.п.

Недостатки MVP:

  • сложность реализации инструмента создания прототипов для инновационного бизнеса;
  • возможные риски непрофессиональной разработки MVP;
  • заточенность минимальной версии продукта на сферу разработки программного обеспечения с ограничениями для материальной сферы производства.

Самостоятельная разработка минимально жизнеспособного продукта сопряжена с дополнительным риском не получить желаемый результат тестирования гипотез по стартапу, а потерять ресурсы и время. Разработку MVP стартапа целесообразно поручить проверенным профессионалам.

Материальная сфера получила большие перспективы для прототипирования и макетирования на основе цифровых технологий (нейросети, 3D printing, имитационное моделирование и т.п.), поэтому разработка MVP для материального производства не только возможна, но и не менее эффективна, чем для сферы софта.