Режиссёр Павел Зорин о театре Les Partisans

0
1976

Ижевская театральная компания Les Partisans представила в Нижнем Новгороде постановку «Деликатес. Удмуртская история преступлений» в рамках Всероссийского фестиваля-конкурса независимых театров «Театральная Стрелка».

Les Partisans в переводе с французского означает «единомышленники». Коллективу уже 14 лет. Ребята развиваются, участвуя во всевозможных проектах и фестивалях и сохраняя драйв. Павел Зорин, режиссёр театра, делится с нами секретами, как им это удаётся.

Режиссёр театра Les Partisans Павел Зорин
Автор фото: Аня Балахонова
— Ваше название переводится как «единомышленники». Из этого следует, что вся команда «скованные одной цепью, связанные одной целью»? Как вообще относитесь к инакомыслию в коллективе?

— Мне кажется, театр — искусство коллективное и люди, которые делают театр, должны уметь договариваться. Спектакль – это результат единомыслия. Мне сложно относиться к инакомыслию спокойно, потому что невозможно сделать спектакль, если не придём к согласию. Поэтому единомышленники остаются в нашем коллективе. Если актёр не согласен с моей точкой зрения как режиссёра, возможно, у него получится реализовать свои идеи у другого. Мы уважаем мнение друг друга, но слишком разные мысли в одном кружке сложно сочетать.

— Театр развивается и меняет свои концепции, раньше вы были студенческим театром, а сейчас театральная компания. Это делается по маркетинговым, идеологическим соображением или вы так растёте? Что влияет на ваши изменения или, лучше сказать, модернизацию?

— Это само собой происходит. Мы чувствуем, какое сейчас время, что из себя представляют наши актёры, и просто это определяем. Мы не меняем специально, а пытаемся понять, что меняется, и затем фиксируем это.

Ижевская театральная компания Les Partisans представила в Нижнем Новгороде постановку «Деликатес. Удмуртская история преступлений»
Автор фото: Татьяна Савина

— Вы очень деятельные, помимо постановок ещё умудряетесь участвовать в фестивалях, лабораториях, проектах и разных программах. Как вам удаётся сохранять драйв на протяжении стольких лет?

— Если не будет театра, жить станет неинтересно. Пока интересно, мы делаем театр. А без него что делать? Не знаю, можно смотреть футбол и пить пиво, но мне кажется, это приносит меньшее удовольствие людям.

— Как вам удаётся сочетать столько жанров и для разных возрастных групп, одновременно управляя коллективом в 30 человек, который также состоит из разных возрастных групп? Это какая-то магия?

— Нет, это просто режиссура — умение всё организовать. Меня как-то спросили, как узнать, режиссёр ты или нет. Я сказал: собери команду на спектакль, если сможешь управлять десятью людьми, значит, ты режиссёр. Это моя профессия — управлять людьми, давать им энергию, мотивировать их. И моя основная задача – искать драйв.

— Есть ли у вашего театра постановка, которую вы мечтаете осуществить? Если да, что мешает или почему откладываете?

— Не даёт время пока. У нас уже большой перечень постановок запланирован. Наш главный драматург Валерий Шергин, по пьесам которого мы уже три спектакля поставили, написал новую — «Инкогнито, распевая караоке в далёкой галактике». Потом мы будем ставить Мураками — документальный роман «Подземка». Всего не перечислить, но уже есть пять или шесть работ, которые постепенно будем реализовывать.

— Вы ставили спектакли на смелые, откровенные темы (например, спектакль «Правила»). Как на это реагирует публика?

— Я не люблю, когда случайный зритель попадает на нашу постановку. Мы всё-таки стараемся предупредить, что спектакль будет сложным, чтобы зритель пришёл подготовленным морально. Он должен быть настроен на душевную работу. Театр — это то место, где ты действительно можешь решить свои вопросы. Если не решить, то хотя бы проговорить их и переосмыслить. Есть такие вещи, о которых лучше узнать в театре, потому что в реальной жизни может быть поздно. Первое, зачем я иду в театр, чтобы получить максимальные эмоции. Второе — чтобы режиссёры перевернули моё сознание, «ударили по голове». Театр должен будоражить, чтобы после спектакля зритель вышел другим человеком.

Ижевская театральная компания Les Partisans представила в Нижнем Новгороде постановку «Деликатес. Удмуртская история преступлений»
Автор фото: Татьяна Савина

— Изменилась ли за годы жизни театра ваша публика, росла ли вместе в сами? Предъявляет ли больше требований?

— Да, конечно. Мы пытаемся и с публикой вести диалог: обсуждения нужны для того, чтобы зрители больше понимали. Публика — о театре, театр – о публике. Сначала у нас был маленький репертуар. Мы проводили читки, обсуждали современную драматургию. Постепенно зрители начали понимать, для чего мы это делаем. Театр не для развлечения, а настоящая антропологическая практика — попытка понять, для чего мы в этой жизни. Это совместный путь с нашими зрителями.

— В одном из интервью вы говорите, что провал – больший подарок, чем успех. Почему?

— Мне кажется, это естественно, ведь чему-то научить человека могут только неудачи и провалы. Если у человека всё хорошо, это неправильный путь. Он зазнается, решит, что круче всех. Настоящие уроки невозможно получить из успеха. Если ты в чём-то ошибся, если у тебя что-то не получилось, если ты сильный человек, ты должен это преодолеть. Работа над своими ошибками чему-то учит, а просто успех – бесполезная вещь.

— В одном из интервью читала, что режиссёр просит актёров вести дневник. Роли подбираются, учитывая личность каждого актёра?

— Да, я считаю, что письменный анализ своей актерской работы в форме дневника — очень полезная практика. В конечном счете это личный выбор каждого актера. Я их дневники не проверяю, как в школе. Что касается подбора ролей, то мне кажется, лучше, когда актёру достаётся роль, близкая ему и по фактуре, и по внутреннему состоянию. На самом деле редкий актёр может сыграть всё, тем более что-то противоположное его личности или явно ей не присущее. Мне хочется, чтобы мои актёры играли то, что им близко как минимум по темпераменту. На мой взгляд, это правильнее. Хотя иногда мы готовы экспериментировать.

Александра Власова
18+