…И с моря ночного и с неба ночного,
Как будто из дальнего края родного,
Целебною силою веяло в душу.
Афанасий Фет
С 23 февраля по 2 апреля 2017 года в НГХМ проходит выставка «Вдохновлённые морем», приуроченная к 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского.
Всего в выставке участвуют 19 полотен: 8 из них принадлежат кисти самого И. Айвазовского, ещё 11 – его последователям А. Боголюбову и Л. Лагорио, а также другим известным художникам-маринистам (В. Верещагин, А. Алисов). В соответствии с этим экспозиция разделена на 2 зала. Из представленных картин 2 выставляются впервые – это «Берега Далмации» и «Золотой Рог» И. Айвазовского, и у вас есть уникальная возможность насладиться шедеврами.
Также сотрудники музея обратили наше внимание на свежий ремонт: в некоторых залах стены были выкрашены в новый цвет для лучшего восприятия произведений из постоянной экспозиции. Действительно, надо отметить, что насыщенный синий выгодно преподносит картины Рериха из его сакральной серии «Майтрейя», яркий красный соответствует духу авангардизма, а полотна в зале Кустодиева на стенах нежно-зелёного оттенка дарят необыкновенное умиротворение.
Поскольку основной наш интерес составляют работы именно маринистов, предлагаю вам перенестись в зал №1 и окунуться в атмосферу, созданную И. К. Айвазовским. Музыкальное сопровождение – шум морского прибоя – делает восприятие картин особенно приятным.
Вы входите – и ваш взгляд приковывает луна, которая светит с полотна «Золотой Рог». Поддавшись её чарам, вы приближаетесь к картине. Что дальше? Смотрите на луну и следуйте взглядом за её светом: так ваш взор охватит все детали, и постепенно вы перенесётесь внутрь картины. Такой совет давал сам художник, как рассказала нам старший научный сотрудник музея Наталья Слепченкова. Когда магия лунного света постепенно вас отпустит, можете переходить к другим полотнам. Теперь, получив ключ к просмотру картин, не пройдите мимо «Лунной ночи на Чёрном море» и поддайтесь её очарованию.
Не меньший интерес представляет миниатюра «Ночной пейзаж. Ростов-на-Дону», написанная в 1870 году, на которую сперва и не обратишь внимания. Маленькая, монохромная, где бирюзовые тона сменяются серо-голубыми. Казалось бы, что особенного? Но подойдите близко-близко, и вы увидите ровные домики, а на водной глади – уютно устроившуюся лодку. А в лодке влюблённую пару. Или мне показалось?
Все вышеописанные полотна хороши. Уверена, вы уже успели в них влюбиться. Но лучшее оставляю напоследок. Признаюсь, я немного слукавила в начале. Первое, что вас встречает, полностью захватывает и поглощает внимание, пленяет и уже не может отпустить – это огромная картина «Берега Далмации». Найдётся ли хоть один человек, способный остаться равнодушным? Картина написана в 1848 г. и относится к раннему периоду творчества художника. Здесь Айвазовский предстаёт и раскрывается перед нами, безусловно, как романтик. Благодаря лессировкам цвета сменяют друг друга настолько плавно, что переходы эти незаметны. Сочетание тёплых, нежных розово-жёлтых оттенков даёт мягкое свечение. Создаётся ощущение, что светит настоящее солнце, а если подойти очень близко, то можно почувствовать, как от картины веет теплом…
Ученики и учители
Во втором зале вы можете ознакомиться с работами последователей И. К. Айвазовского – Л. Лагорио, считавшегося его первым учеником, и А. Боголюбова, а также насладиться сценами сражений художника-баталиста В. В. Верещагина и спокойными морскими пейзажами Алисова.
Все картины А. Боголюбова, что представлены на выставке, были написаны им в разные периоды творчества. Следует отметить, что учился маринист в Академии художеств у профессоров М. Н. Воробьёва (как и Иван Константинович) и В. П. Виллевальде. Однако годы в Академии дали художнику немного по сравнению с тем, какое влияние оказал на него сам Айвазовский. А. Боголюбов восхищался работами мастера и очень долго пытался выработать индивидуальный стиль. «Замок святого ангела в Риме» (1859) относится к постакадемическим работам и представляет собой обыкновенный пейзаж. Это объяснимо: художник в тот период в работах на натуре занимался поисками собственного стиля в искусстве. Другая картина – пейзаж с видом на Венецию – гораздо более эмоциональна в цветовом и композиционном отношении. И, наконец, миниатюра «Берега Нормандии», подаренная музею самим Боголюбовым, выглядит реалистично, выполнена в приглушенных тонах и относится к позднему периоду его творчества.
Примечательно, что все три мариниста обучались у одних и тех же профессоров живописи – М. Н. Воробьёва и В. П. Виллевальде. А что вобрал в себя и как позднее применил полученные знания каждый из художников, предстоит решить вам.
Выражаю огромную благодарность сотрудникам музея Наталье и Алексею за краткий, но содержательный экскурс в историю искусства.
Наталья Зиновьева