Читая литературные произведения, посещая театр и кино, мы можем столкнуться с употреблением нецензурной лексики в книгах, на сцене и на экране. В произведениях многих классиков, таких как Есенин, Маяковский и некоторых других содержится брань. Артисты в различных постановках вынуждены по сценарию использовать мат.
Спустя четыре года после утверждения этого закона нижегородские писатели, режиссёры и художественные руководители поделились своими мыслями по поводу целесообразности употребления мата в произведениях искусства.
Владимир Карпук
Художественный руководитель Нижегородского экспериментального театра NEXT
Вообще я любую пошлость на сцене не приемлю. Но иногда для создания роли требуется определенный сленг, когда твой герой просто вынужден сказать то или иное, так сказать, «крылатое» выражение или слово для создания полной картины.
Я считаю, что необходима некая цензура, но адекватная, которая давала бы возможность выражаться теми или иными словами. Не нужно форсировать брань, выделяя и делая акценты на матерных словах. Важно уметь это сделать так ювелирно, чтобы никто из зрителей даже не заметил, что ты употребил в речи нецензурное слово. Подумайте, если вам ударят молотком по пальцам, как в жизни вы отреагируете на подобное проявление? Сомневаюсь, что будете говорить красивые высокопарные выражения.
Это касается и сцены. В хорошем спектакле актёры воссоздают жизнь человеческого духа! Поэтому иногда из песен слов не выбросишь, иначе потеряется смысл и достоверность.
Кулакова Марина Олеговна
Писательница, поэт, прозаик
Мата всегда было много в ситуациях агрессии и войны. Мат — это поле брани, в прямом смысле, то есть поле сражения, колоссальная негативная энергия. Ситуации выплеска этой убийственной энергии, этой «скверны» — за пределами сферы культуры и искусства. Если мы хотим иметь здоровую атмосферу в обществе, мат должен быть запрещён в публичном пространстве: на сценах, на экране, в книгах. Этическая цензура необходима. Культура — система запретов. В мирной жизни обойдёмся без мата.
Человеку нужен этический стержень, понимание культурных иерархий, верха и низа. Без культурного стержня, стремления к чистоте и высоте, без крепкого позвоночника он расползётся, превратится в грязь. По моему убеждению, мат обязательно нужно пресекать, объяснять его разрушительную природу. Закон был нужен, да, и я его поддерживаю. Моя позиция по этому вопросу непримиримая, нетолерантная: «Разнузданность — взнуздать, да и пришпорить…»
Дмитрий Сухотерин
Драматург, режиссёр творческого объединения «НЕТЕАТР»
Я считаю, нет в мире ни одной стоящей мысли, для выражения которой необходимо было бы использовать мат. А те, мысли, которые так выражаются, не стоят того, чтобы нести их на сцену (и в свою жизнь).
Как-то раз в официальной группе одного театра обсуждался этот закон, и администраторы паблика не согласились с правительством в этом вопросе. Ради интереса я поддержал их пост свои комментарием, выразившись в том духе, какое у нас отвратительное правительство и какие неправильные законы принимает. При это я использовал матерные слова. Вы удивитесь, но меня забанили. За мат. То есть мат на сцене они поддерживают, а у себя в паблике — нет. Даже если это мат в поддержку мата. Я не понял, как такое возможно: своими руками они за мат банят, но выступают в его поддержку — в других местах. Нет, ну в конце концов, если вам так нравится мат — материтесь дома, на своих родных, мам, пап, бабушек, на подписчиков своих пабликов, может, им это и нравится, я не знаю. В каждом доме свои порядки.
Сцена — это не зеркало и не увеличительное стекло, это место создания реальности. И мат на сцене — не отражение нашей действительности, а её формирование. Люди, которые защищают мат на сцене, вместе с тем выступают за возможность двигать наш мир в ту сторону, куда обычно матом и посылают.
Что касается нашего коллектива, то закон никак не повлиял на работу артистов. Мы стараемся формировать ту реальность, к которой хотим прийти. И это осознанное решение, вызванное усталостью от количества негатива и чернухи, которым нас пичкают некоторые «современные» драматурги и театры.
Фирстова Елена Борисовна
Заслуженная артистка РФ, художественный руководитель театра «Камер-юнкер»
К мату со сцены в принципе отношусь отрицательно, но без фанатизма. Всё зависит от того, насколько использование матерных слов оправданно в роли и какая аудитория в зале. Считаю, что для юных зрителей это категорически неприемлемо, а для взрослой аудитории нужно смотреть по ситуации. Если можно обойтись без употребления нецензурной брани, то лучше обходиться.
В тех пьесах, что я ставила в последнее время, ничего подобного не было. Когда наш коллектив делает постановки в школе, то текст иногда корректируем, даже если там нет мата. Мы подходим к делу со всей серьёзностью.
Подобные законы вполне целесообразны, когда всё разумно и без фанатизма. Обычно взрослые люди понимают, что плохой пример подавать неокрепшим умам не стоит. А когда аудитория взрослая и из песни слова не выкинешь, то не страшно, если это поможет актёру создать правдивый образ.
Четыре года назад закон о запрете нецензурной брани взбудоражил деятелей искусства, в частности, известных российских режиссеров и писателей. Многие журналисты и литераторы расценили решение правительства как попытку введения цензуры. 20 января 2015 года ведущие российские режиссёры, включая Фёдора Бондарчука, Никиту Михалкова, Карена Шахназарова обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой отменить закон, что не увенчалось успехом. Теперь при постановках кинокартин, театрализованных представлений, а также при написании произведений авторам приходится обходиться без матных слов и выражений. Закон с одной стороны защищает зрителя, но с другой является частью цензуры, с которую необходимо учитывать творцам.
Полина Быстрова
18+