Манчестерская художественная галерея убрала из экспозиции работу английского художника Джона Уильяма Уотерхауса «Гилас и нимфы», чтобы разжечь дискуссию среди посетителей о том, как показывать обнаженные женские тела современному ценителю. В ответ на это руководство получило массу недовольств и возмущений с просьбой вернуть полотно на место. Обсудить права женщин в XXI веке не удалось.
На освободившемся месте в зале было размещено объявление для посетителей. В нем говорилось, что пустое пространство рассчитано для «обсуждения того, как следует выставлять и интерпретировать работы из Манчестерской публичной коллекции». Завершалось сообщение призывом: «Давайте бросим вызов этой викторианской фантазии!» Кстати, открытки с изображением картины из магазина галерейных сувениров тоже временно были сняты с продажи.
Сама картина была написана прерафаэлитом в 1896 году. В её основе лежит сюжет древнегреческого мифа о прекрасном юноше Гиласе, который отправился к источнику за водой. Нимфы, пораженные его красотой, заманили его в смертельную ловушку. Возникает резонный вопрос: действительно ли Уотерхаус изображал мифологический сюжет, или же в работу вложен эротический подтекст?
Куратор галереи Клэр Ганнауэй объяснила, почему необходимо было на время убрать картину. Этой акцией Манчестерская галерея хотела изменить представления о том, что женское тело является «пассивным объектом мужского потребления» и «декоративной художественной формой». К тому же, картина располагается в зале, который называется «В стремлении к красоте». В нём также немало полотен, демонстрирующих избыточно обнаженные женские тела.
Эксперимент вызвал резонанс по всему миру: за несколько дней галерея получила около 800 комментариев в блоге и несколько тысяч отзывов по хэштегу #MAGSoniaBoyce. Пустое место на стене также заполнилось стикерами, на которых посетители писали свое мнение. Манчестерская галерея была обвинена в цензуре искусства.
По истечении недели картину вернули. Ее повесили прямо поверх стикеров. Представители галереи были поражены результатом эксперимента. Они не ожидали столь бурной общественной реакции.
Сегодня важно не создавать вокруг классических произведений ложные стереотипы и не пытаться исказить авторский замысел. Существует множество картин всемирно известных художников с изображением обнажённых женских тел. Неужели от них стоит избавляться или запрещать? Новые ценности и устои не должны являться поводом для оспаривания вечного искусства. А как считаете вы?
Екатерина Самохвалова
16+