В среду, 23 октября, Арсенал представил публике сразу три новые выставки современного искусства. И все три не похожи друг на друга: трио художников-беспредметников, «дворик» — совместная работа с Музеем современного искусства «Гараж», инсталляция нижегородского художника. А ещё эти выставки инклюзивные, что отнюдь не пустой звук.
«Единомышленники»
Каждой выставке отведён отдельный зал. Начну, пожалуй, с «Единомышленников». Это — экспериментальный выставочный проект, придуманный командой Музея современного искусства «Гараж» в 2016 году. Нижний Новгород — второй город, который принимает выставку, первым был Екатеринбург. Учитывая первый опыт, у нас получилось исправить и доработать некоторые моменты.
«Единомышленники» — такое название выставка носит потому, что создавалась вместе с ними. Единомышленники находятся с куратором на одной волне, думают так же и знают, как лучше модифицировать выставку от местных для местных. А ещё наши нижегородские единомышленники оставили интересные комментарии к работам, которые создают отдельный пласт восприятия выставки.
Пожалуй, в этом зале-«дворике» инклюзивность проявляется ярче всего. Двориком его назвали потому, что в нём появились своего рода скамеечки. Двор — это то место, где можно отдохнуть и обменяться впечатлениями. Теперь музейное пространство не призывает нас стоять и страдать, можно присесть и в расслабленном состоянии посмотреть работы. Это же сближает нас и с детьми: опустившись до их уровня, мы можем вместе с ними воспринимать искусство. Для слабослышащих у каждой инсталляции предусмотрены айпады, на которых можно посмотреть видео о работе на русском жестовом языке. Люди, которые испытывают трудности со зрением, могут потрогать работу — для этого у каждой работы находится уменьшенная металлическая копия. Если же вы больше аудиал, чем визуал, то можете просто надеть наушники и прослушать информацию об экспонате, сидя напротив.
Благодаря этой выставке, нижегородцы получили возможность познакомиться с произведениями выдающихся современных художников: Маурицио Каттелана, Марка Куинна, Роба Пруитта, Нео Рауха, Роберта Раушенберга, Луиз Буржуа, Мелвина Моти, Джеймса Розенквиста.
«Ателье рисовальщика»
«Ателье рисовальщика» — это выставка трёх художников: Александра Константинова, Владимира Наседкина и Татьяны Баданиной. Все они интересуются «чистой формой», продолжают традиции беспредметников и «формалистов» и при этом являются современными авторами.
Данная экспозиция — продолжение программы «Графический кабинет», которую ведёт художник-куратор Евгений Стрелков. Здесь зритель — наблюдатель, осваивающий материал, который ему предлагают.
У Владимира Наседкина представлен рельеф из натуральных материалов на всю стену. Художник оперирует плоскими формами, которые парадоксальным образом объемны, подчёркнуто материальны и в то же время умозрительны, условны.
Проект Татьяны Баданиной называется «Белые одежды. Посвящение…». Впервые он был показан в 2007 году в Серафимо-Знаменском скиту и создавался специально для этого места. Идея данного проекта сложилась внезапно: репродукция ризы Пресвятой Богородицы, подаренной автору монахинями скита, и эскизы коллекции её дочери-модельера вдруг соединились необычным образом. Созданные одежды напоминают византийские платья, одеяния ангелов и святых, а все работы, даже самые ажурные, выполнены исключительно из белой бумаги и ярко подсвечены. Материал тоже вносит дополнительный слой в общий смысл работы: в Японии художница узнала, что для слов «Бог» и «бумага» используется один и тот же иероглиф, а красный угол в домах украшается бумагой.
В работах Александра Константинова интересна его философия: художник пытался показать зрителю работу пространства мышления человека, простые продукты его интеллекта. Вообще тема интеллекта увлекала автора, и её можно встретить во многих его произведениях. В представленных работах — шкалы и структуры, сетки и цифры, подобной «алгеброй» автор проверяет гармонию.
«Ноша»
И, наконец, «Ноша» — новая инсталляция нижегородского уличного художника Андрея Оленева, созданная специально для выставочных пространств Арсенала. Сам автор определяет жанр своего произведения как «философскую притчу с нерешённой задачей».
Андрей продолжает нижегородскую традицию стрит-арта, поэтому его работа выполнена из дерева. Инсталляция представляет собой цилиндрическое сооружение из деревянных прочных веток, у которой лежит колесо. Сзади тянутся ветки, как хвост, и стоит доска с предполагаемым решением философской задачи. Спереди сооружение как бы обхватывают канаты, за которые можно его взять и которые закреплены на специальном пьедестале. Внутри этого сооружения капает вода, можно отчётливо слышать одинокий звук падающих капель. Слабослышащие люди могут буквально почувствовать это, приложив ладонь к пьедесталу: он вибрирует при падении капель.
В ноябре инсталляция будет участвовать в перформансе, который проведут совместно со слабослышащими людьми.
Мы специально не будем выкладывать фотографию инсталляции «Ноша», приходите и впечатлитесь сами! А пока вот вам картинка и доска с возможным решением философской задачи объекта, предложенное самим Андреем Оленевым.
Мы уже слышали различные мнения о выставках. Не будем все их пересказывать, а лучше пожелаем дальнейшего сотрудничества с «Гаражом» и новых совместных проектов. И, конечно же, побольше выставочного пространства, чтобы всю эту крутоту вместить.
Наталья Зиновьева
12+