Инклюзивное современное искусство: о чём новые выставки в Арсенале

0
1969

В среду, 23 октября, Арсенал представил публике сразу три новые выставки современного искусства. И все три не похожи друг на друга: трио художников-беспредметников, «дворик» — совместная работа с Музеем современного искусства «Гараж», инсталляция нижегородского художника. А ещё эти выставки инклюзивные, что отнюдь не пустой звук.

Открытие выставок «Ателье рисовальщика», «Единомышленники» от музея «Гараж», «Ноша»

«Единомышленники»

Каждой выставке отведён отдельный зал. Начну, пожалуй, с «Единомышленников». Это — экспериментальный выставочный проект, придуманный командой Музея современного искусства «Гараж» в 2016 году. Нижний Новгород — второй город, который принимает выставку, первым был Екатеринбург. Учитывая первый опыт, у нас получилось исправить и доработать некоторые моменты.

«Единомышленники» — такое название выставка носит потому, что создавалась вместе с ними. Единомышленники находятся с куратором на одной волне, думают так же и знают, как лучше модифицировать выставку от местных для местных. А ещё наши нижегородские единомышленники оставили интересные комментарии к работам, которые создают отдельный пласт восприятия выставки.

Пожалуй, в этом зале-«дворике» инклюзивность проявляется ярче всего. Двориком его назвали потому, что в нём появились своего рода скамеечки. Двор — это то место, где можно отдохнуть и обменяться впечатлениями. Теперь музейное пространство не призывает нас стоять и страдать, можно присесть и в расслабленном состоянии посмотреть работы. Это же сближает нас и с детьми: опустившись до их уровня, мы можем вместе с ними воспринимать искусство. Для слабослышащих у каждой инсталляции предусмотрены айпады, на которых можно посмотреть видео о работе на русском жестовом языке. Люди, которые испытывают трудности со зрением, могут потрогать работу — для этого у каждой работы находится уменьшенная металлическая копия. Если же вы больше аудиал, чем визуал, то можете просто надеть наушники и прослушать информацию об экспонате, сидя напротив.

Благодаря этой выставке, нижегородцы получили возможность познакомиться с произведениями выдающихся современных художников: Маурицио Каттелана, Марка Куинна, Роба Пруитта, Нео Рауха, Роберта Раушенберга, Луиз Буржуа, Мелвина Моти, Джеймса Розенквиста.

Современное искусство. Выставка «Единомышленники», Нижний Новгород, Арсенал, 2019 год

Современное искусство. Выставка «Единомышленники», Нижний Новгород, Арсенал, 2019 год

Современное искусство. Выставка «Единомышленники», Нижний Новгород, Арсенал, 2019 год

Евлад в Арсенале

Современное искусство. Выставка «Единомышленники», Нижний Новгород, Арсенал, 2019 год

Разрушение молодит

«Ателье рисовальщика»

«Ателье рисовальщика» — это выставка трёх художников: Александра Константинова, Владимира Наседкина и Татьяны Баданиной. Все они интересуются «чистой формой», продолжают традиции беспредметников и «формалистов» и при этом являются современными авторами.

Данная экспозиция — продолжение программы «Графический кабинет», которую ведёт художник-куратор Евгений Стрелков. Здесь зритель — наблюдатель, осваивающий материал, который ему предлагают.

У Владимира Наседкина представлен рельеф из натуральных материалов на всю стену. Художник оперирует плоскими формами, которые парадоксальным образом объемны, подчёркнуто материальны и в то же время умозрительны, условны.

Проект Татьяны Баданиной называется «Белые одежды. Посвящение…». Впервые он был показан в 2007 году в Серафимо-Знаменском скиту и создавался специально для этого места. Идея данного проекта сложилась внезапно: репродукция ризы Пресвятой Богородицы, подаренной автору монахинями скита, и эскизы коллекции её дочери-модельера вдруг соединились необычным образом. Созданные одежды напоминают византийские платья, одеяния ангелов и святых, а все работы, даже самые ажурные, выполнены исключительно из белой бумаги и ярко подсвечены. Материал тоже вносит дополнительный слой в общий смысл работы: в Японии художница узнала, что для слов «Бог» и «бумага» используется один и тот же иероглиф, а красный угол в домах украшается бумагой.

В работах Александра Константинова интересна его философия: художник пытался показать зрителю работу пространства мышления человека, простые продукты его интеллекта. Вообще тема интеллекта увлекала автора, и её можно встретить во многих его произведениях. В представленных работах — шкалы и структуры, сетки и цифры, подобной «алгеброй» автор проверяет гармонию.

«Ателье рисовальщика» — это выставка трёх художников: Александра Константинова, Владимира Наседкина и Татьяны Баданиной

Платья из бумаги Платья из бумаги

Бумажные платья

«Ноша»

И, наконец, «Ноша» — новая инсталляция нижегородского уличного художника Андрея Оленева, созданная специально для выставочных пространств Арсенала. Сам автор определяет жанр своего произведения как «философскую притчу с нерешённой задачей».

Андрей продолжает нижегородскую традицию стрит-арта, поэтому его работа выполнена из дерева. Инсталляция представляет собой цилиндрическое сооружение из деревянных прочных веток, у которой лежит колесо. Сзади тянутся ветки, как хвост, и стоит доска с предполагаемым решением философской задачи. Спереди сооружение как бы обхватывают канаты, за которые можно его взять и которые закреплены на специальном пьедестале. Внутри этого сооружения капает вода, можно отчётливо слышать одинокий звук падающих капель. Слабослышащие люди могут буквально почувствовать это, приложив ладонь к пьедесталу: он вибрирует при падении капель.

В ноябре инсталляция будет участвовать в перформансе, который проведут совместно со слабослышащими людьми.

Эскиз Андрея Оленева «Ноша»
Эскиз Андрея Оленева «Ноша»

Мы специально не будем выкладывать фотографию инсталляции «Ноша», приходите и впечатлитесь сами! А пока вот вам картинка и доска с возможным решением философской задачи объекта, предложенное самим Андреем Оленевым.

Современное искусство. Выставка «Ноша», Нижний Новгород, Арсенал, 2019 год

Мы уже слышали различные мнения о выставках. Не будем все их пересказывать, а лучше пожелаем дальнейшего сотрудничества с «Гаражом» и новых совместных проектов. И, конечно же, побольше выставочного пространства, чтобы всю эту крутоту вместить.

Наталья Зиновьева
12+