Дизайнер Евгения Ивлиева: почему в России любят интерьеры «дорого-богато», или откуда пришло провинциальное барокко

0
189227

Мы попросили дизайн-студию IvE-Interior объяснить, почему в России пользуется популярностью стиль «дорого-богато». Откуда взялась любовь к интерьерам в золоте, с лепниной и статуями, мрамором и бархатом, зачем жилище превращать во дворец, есть ли тут вообще что-то общее с дизайном — об этом в нашем материале.

Дизайнер про провинциальное барокко, или откуда в России любовь к интерьерам «дорого-богато»
Фото: Sotheby’s International Realty

В 2000-х годах было известно такое явление, как «новые русские». Вся роскошь, которую мы лицезреем в обильных золотом и массивными деталями интерьерах, — это новый русский стиль (не путать с неорусским), или провинциальное барокко.

Если неорусский стиль отличается своим персональным почерком, то новый русский является всего лишь показной роскошью.

Неорусский стиль (фото студии IvE-Interior Евгении Ивлиевой)
Неорусский стиль (фото студии IvE-Interior Евгении Ивлиевой)

Новый русский стиль («дорохо-бохато», или провинциальное барокко)
Новый русский стиль («дорохо-бохато», или провинциальное барокко)

Корни этого явления уходят в 90-е, когда вся страна была в разрухе. Во время бандитского разгула вплоть до начала 2000-х обеспеченные люди старались при открытых возможностях привозить вещи из Европы, с Запада. Так они демонстрировали миру свою финансовую состоятельность, а также «знание» мира дизайна.

С тех пор началось активное копирование заграничных приёмов: многоуровневые потолки, подсветка, огромные люстры, мраморные или наливные полы, — показная роскошь, чтобы всё блестело, было ярко, насыщенно, напоказ. Одним словом, безвкусица.

Тогда люди скорее хвастались своими деньгами, возможностью купить золотой унитаз или люстру за полмиллиона, чем реальным обоснованным дизайнерским решением в продуманной стилистике своего дома.

Когда хозяева дома больше заинтересованы показать свой достаток, а не вкус в интерьере, то и смотрится он соответственно — как сборная солянка.

Если брать Европу, то роскошь там больше принята в итальянском дизайне. Французы и англичане более аскетичны, а испанцы и немцы ценят строгость и традиции.

Желание делать всё напоказ, использовать блёстки и имитировать роскошь на каждом углу родом из 17—18 веков. Тогда весь мир повторял сначала за итальянцами, затем за французами. Русский двор, особенно при Екатерине II, показывал свой достаток, мощь и влияние роскошью задолго до «новых русских».

Стиль барокко, отражённый в некоторых интерьерах современного шика, изначально использовался для соборов в Ватикане. У барокко была конкретная цель — показать ничтожество человека перед великим. Он и стал примером для «новых русских».

Стиль дошёл до Франции, украсив дворец Версаль. А король Людовик 14 провозгласил: «Государство — это я». С тех пор барокко в каком-то смысле стал синонимом неограниченной власти и могущества, перед которыми остаётся только склонить голову.

С наступлением эпохи «новых русских» красоту и лепнину, гипертрофированность стиля вывели на показной уровень. Влияние есть и в национальных особенностях. Например, восточные культуры ценят роскошь, поэтому обеспеченные представители южных народов часто просят сделать не просто дом, а дворец а-ля барокко.

 

Люксовый интерьер (фото студии IvE-Interior) Показная роскошь
Слева — люксовый интерьер (фото студии IvE-Interior). Справа — показная роскошь (фото Sotheby’s International Realty). Подобные интерьеры говорят о материальной состоятельности без общей концепции, идеи и истории.

В более позднее время вместе с кризисами вошли в моду скандинавский стиль, мода из ИКЕИ. Сейчас всё меньше людей, желающих иметь у себя в доме и каждый день видеть богатую классику. Скорее наоборот, они не хотят лишний раз показывать свою состоятельность.

Кто имеет деньги — покупает апартаменты, огромные дома, посматривают на решения европейских дизайнеров, но отказываются от золота, лепнины. Преобладает минимализм и современные тенденции.

Евгения Ивлиева - руководитель дизайн-студии IvE-Interior

На вопрос ответила Евгения Ивлиева, руководитель дизайн-студии IvE-Interior. Если у вас есть ещё вопросы по дизайну, пишите их нам. Мы попросим студию рассказать об этом и опубликуем ответ в виде статьи.

12+