Жилой дом солдатки Варвары Бердиниковой в Нижнем

0
1922

А мы продолжаем серию материалов о реставрируемых объектах. Сегодня рассказываем про жилой дом солдатки Варвары Бердиниковой на ул. Новой, 20/13. Если вы пропустили, то вот ссылки на предыдущие статьи:

  1. История района Церкви Трех Святителей в Нижнем.
  2. Жилой дом коллежской секретарши Марьи Васильевой.
Жилой дом солдатки Варвары Бердиниковой на ул. Новая, 20/13
Проект архитектурного бюро «Да» архитектора Зои Рюриковой

Внешний вид некоторых районов зачастую оставляет желать лучшего. Хочется поскорее свернуть с улицы или поскорее пробежать, опустив взгляд, потому что по дороге не покидает чувство тревоги. Так и пробегают жители, не зная, что квартал их на самом деле исторический, а полуразвалившиеся дома — уникальные памятники архитектуры. Только этого всего не видно за внешним обликом зданий, который отпугивает своей неухоженностью.

То же самое относится и к дому номер 20/13 по улице Новой. Он является одной из самых старых построек исторического района Церкви Трех Святителей (самую старую, дом Свешниковой 1839 года, снесли). Глядя на дом сейчас, с трудом можно сказать, что это — объект культурного наследия. А ведь он ещё выполняет важную градостроительную роль: закрепляет угол старинных улиц. Не будь его, улица напоминала бы пустырь, по которому едва ли захотелось бы гулять.

Здание представляет собой двухэтажный полукаменный дом. Построен он на начальном этапе освоения окраины Нижнего Новгорода для солдатки Варвары Бердиниковой. Проект дома выполнен первым городским архитектором Георгом Ивановичем Кизеветтером и утверждён 3 декабря 1846 года.

Георг Иванович родился в Петербурге, окончил Императорскую академию художеств. Сначала он получил должность архитектора Казённой палаты в Нижнем Новгороде, на которой ему приходилось выполнять мелкие работы и ремонтировать старые здания, что было неинтересно и тяготило. Только через 7 лет подвернулся случай, и Георг Иванович стал первым городским архитектором. Он взялся за новые серьёзные работы с большим энтузиазмом: как раз в этот плодотворный период им были созданы многие здания, которые отличают архитектурный облик города. Проекты выполнялись в традициях классицизма, но часто с добавлением декора. Позднее это привело к эклектике в архитектуре.

Можно сказать, что архитектор в основном штамповал «образцовые» фасады, однако для состоятельных господ всегда проектировал сам, не повторялся и обязательно учитывал вкусы и пожелания заказчиков. Так, одна из его лучших и примечательных работ — дом мануфактур-советника Фёдора Переплетчикова на Рождественской, 6. Здание получилось настолько необычно украшенным, что даже заслужило похвалу Николая I «за красоту сего фасада».

Архивные фотографии дом солдатки Варвары Бердиниковой
Архивные фотографии.
Предоставлены Анной Давыдовой

В архитектурном облике района Церкви Трех Святителей в той или иной степени отразилось большинство архитектурных направлений рубежа XIX — начала ХХ веков: классицизм, академическая эклектика, ретроспективизм (неоклассицизм), модерн.

Жилой дом Бердиниковой представляет собой интересный образец позднего классицизма. Интересен он тем, что сочетает разнообразные материалы: кирпич, дерево, резные наличники. Особенно ценно, что все элементы сохранились в первозданном виде, так как облик здания на протяжении столетий практически не менялся.


Приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от 22.05.2018 № 138 оно взято на государственную охрану как выявленный объект культурного наследия.

Наталья Зиновьева
6+