Выставка «Первоцвет» откроется 18 января в Русском музее фотографии

0
1808

Выставка «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии» откроется 18 января в 17.00 в Русском музее фотографии. На ней будут представлены экспонаты из собрания московского Мультимедиа Арт Музея.

А. Нечаев. Портрет молодой девушки. 1860-е гг. Собрание МАММ / МДФ
А. Нечаев. Портрет молодой девушки. 1860-е гг. Собрание МАММ / МДФ

Выставка с метафорическим названием «Первоцвет» продемонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы. На примерах работ классиков российской фотографии Петра Павлова, Александра Эйхенвальда, Александра Родченко, Владислава Микоши, Дмитрия Бальтерманца, Бориса Михайлова и неизвестных авторов можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография.

Выставка пройдёт в рамках благотворительной программы «Музейный десант» фонда Владимира Потанина – в 2017 году нижегородский Русский музей фотографии одержал победу в грантовом конкурсе в номинации «Приглашение передвижных выставок и выставок из фонда других музеев».

СПРАВКА

Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно тогда же, когда и в европейской – в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками. И прежде всего это относится к портретам. К концу XIX века раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами.

Александр Родченко. Бег. Стадион «Динамо». 1935 г. Собрание МАММ / МДФ
Александр Родченко. Бег. Стадион «Динамо». 1935 г. Собрание МАММ / МДФ

Фотодокументация жизни Российской империи в начале ХХ века стала государственной задачей во многом потому, что император Николай II и его семья были страстными фотолюбителями. В 1902 году изобретатель Сергей Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе создания цветных фотографий, а в 1903 году опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Восхищенный этим изобретением, император Николай II поручил фотографу снять в цвете все возможные стороны жизни областей, составлявших тогда Российскую империю.

Советская власть в послереволюционные годы активно поддерживала фотографию, видя в ней важное орудие пропаганды. Сначала упор делался на фоторепортаж, но уже с середины 1920-х годов в Советском Союзе огромное распространение получил фотомонтаж, позволявший соединить документальную достоверность и новые советские мифы. Фотомонтаж, которым занимаются талантливые модернисты Александр Родченко, Густав Клуцис, Эль Лисицкий, берет цвет на вооружение и становится идеологическим «визуальным оружием». Тогда же Родченко возрождает забытую технику ручной раскраски в своих фотографиях.

Василий Улитин. Пламя Парижа. 1932 г. Собрание МАММ / МДФ
Василий Улитин. Пламя Парижа. 1932 г. Собрание МАММ / МДФ

Одним из важнейших течений в русской фотографии начала ХХ века был пикториализм. Он отличался не только методом съемки и сложными техниками печати, приближавшими фотографию к живописи, но и набором традиционных тем. Романтические пейзажи и архитектурные руины, а также обнаженная натура с точки зрения социалистического реализма были опасными пережитками прошлого. Поэтому часть фотографов-пикториалистов попала в сталинские лагеря, получила запрет на профессию или запрет на проживание в столице и крупных городах. Те из них, которые оказались на свободе, как, например, Василий Улитин ‒ участник крупнейших международных фотовыставок, с трудом приспосабливались к новой реальности, изображая революционные сюжеты и получая индульгенцию и право на работы у большевиков.

Производство цветной пленки в СССР было налажено с помощью немецкого трофейного оборудования в 1946 году. Первоначально она была доступна немногим фотографам-классикам советской фотографии – Ивану Шагину, Владиславу Микоше, Дмитрию Бальтерманцу, Всеволоду Тарасевичу. Все они вынуждены были следовать канонам социалистического реализма и заниматься постановочным репортажем.

Яков Халип. Юнги. Конец 1940-х гг. Собрание МАММ / МДФ
Яков Халип. Юнги. Конец 1940-х гг. Собрание МАММ / МДФ

С конца 1950-х годов допускается определенная свобода в эстетике, позволяющая приблизить фотографию к реальности. В послевоенное время жизнь постепенно налаживается, и на массовый рынок снова поступают раскрашенные фотопортреты на память. Они выполняются, как правило, неизвестными и «нелегальными» фотографами, так как частные фотоателье к 1930-м годам были запрещены, и государство получило полную монополию на фотографию. Подобные китчевые фотографии Борис Михайлов для заработка переснимает и увеличивает в своей фотолаборатории в Харькове в начале 1970-х. Они лягут в основу новой эстетики, разрабатываемой им в серии «Лурики» с начала 1980-х. Раскрашивая эти наивные фотографии, он будет проявлять и деконструировать природу советских мифов.

Российский искусствовед, профессор Ольга Свиблова

Когда: с 18 января по 18 марта 2018 года.
Где: г. Нижний Новгород, ул. Пискунова, 9а.
Время работы музея:
Пн., вт., ср. — с 11.00 до 19.00.
Чт. — с 12.00 до 20.00.
Пт. — выходной.
Сб., вс. — с 11.00 до 17.00.
Касса закрывается на полчаса раньше.
12+