Владимир Карпук: «Выходя на сцену, радуюсь, живу. А уходя за кулисы, хочу вернуться обратно»

0
2095

Всякое ремесло имеет свои тайны
и требует таланта.

Олег Табаков

Меньше месяца назад, 11 марта, труппа Нижегородского экспериментального театра NEXT успешно выступила в Москве на сцене ГИТИСа. Спектакль «Есенин. Черный человек» вызвал бурю эмоций у зрителей, некоторые из которых готовы теперь приехать в Нижний Новгород из других городов, лишь бы снова увидеть постановку и окунуться в её волшебную атмосферу! 27 марта праздновался Всемирный день театра, в связи с чем корреспондент «Нижегородских Новаций» взял интервью у художественного руководителя Нижегородского экспериментального театра NEXT Владимира Карпука.

Владимир Карпук: «Выходя на сцену, радуюсь, живу. А уходя за кулисы, хочу вернуться обратно»
Владимир Карпук. Спектакль «Есенин. Черный человек», 2018 г.
Фотограф: Дарья Рыжова

— Владимир, вы с детства мечтали о театре? Расскажите, кто сыграл решающую роль в вашем выборе?

— В детстве я, как ни странно, хотел в политику. Хорошо учился, был всегда старостой. Мне говорили, чтобы я шел в президенты. Но театром занимался всегда с детства для общего развития. Навыки актерского мастерства помогают абсолютно в любой сфере деятельности: в науке, в бизнесе, в политике. И просто в жизни. Поэтому я подумал, что у театра можно многому научиться и решил, что хочу связать с ним свою жизнь. На сколько? Не знаю. Театр везде. Какую форму он приобретёт в моей жизни через несколько лет — одному Богу известно. Может, останется в классическом виде, а возможно, перерастёт в нечто другое.

— Когда вы вышли на сцену в первый раз?

— Сложно вспомнить. Было всего понемногу. Но моей профессиональной серьезной площадкой стала сцена Театра оперы и балеты им. Пушкина, когда мне было 15 лет. Я исполнял роль Пушкина. Это была постановка от школьного театра на День лицея. Всегда –  и тогда, и сейчас –  волнуюсь, переживаю перед выступлением, сомневаюсь. Выходя на сцену, радуюсь, живу. А уходя за кулисы, хочу вернуться обратно.

Интервью с Владимиром Карпуковым
Спектакль «Есенин. Черный человек», 2018 г.
Фотограф: Павел Вигриянов

— Кто из друзей и близких поддерживал ваши начинания? Возникало ли непонимание в связи с выбором вашего пути?

— В плане театра никто не поддерживал. Мне всегда запрещали заниматься творчеством, говорили, что в моем приоритете должна быть учеба. В этом-то для меня и был стимул. Я всегда дрался и боролся за свои желания и цели, поэтому препятствия, помехи, сложности стали своеобразным двигателем. Но это лично для меня. Кого-то это ломает, а мне, наоборот, прибавляет сил и желания доказать, сделать, дать сдачи. У меня такой характер.

— У вас весьма плотный график, как часто вам удается брать в руки книгу?

— Очень часто. Периодически перечитываю труды Станиславского, стихи Есенина и историю России.

— Какие произведения в ближайшем будущем вы планируете поставить на сцене?

— Сначала мы сделаем Горького, поздравим нижегородцев с его юбилеем. В следующем году хочу поставить «Мертвые души» и «Игроков» Гоголя.

Интервью с Владимиром Карпуковым
Спектакль «Есенин. Черный человек», 2018 г.
Фотограф: Павел Вигриянов

— Как вы и ваш театр привыкли отмечать 27 марта – «Всемирный день театра»? Есть ли какая-нибудь интересная история, связанная с этим днём?

— Наш театр появился в апреле 2017 года, поэтому традиций пока нет, к сожалению. Но я уверен, что в скором времени Всемирный день театра мы будем отмечать на сцене. Сам я всегда 27 марта хожу в театр на разные спектакли, культурно провожу время.

— С кем из российских актеров театра вы хотели бы сыграть в одной постановке?

— Их много… но всегда мечтал с Олегом Павловичем Табаковым. И эта мечта уже не осуществится. Он привлекал меня как личность, как профессионал, как человек, который мог совмещать абсолютно все: быть и директором театра, и актером, и преподавателем. Он успешно сочетал все направления своей деятельности, и при этом оставался медийным и знаменитым человеком.

Мало кому это удавалось. Его как художественного руководителя и преподавателя знала вся страна. Кого еще можно сходу вспомнить с такими достижениями? Михалкова, Кончаловского, Меньшикова. Последний и то только в этом году впервые набирает курс. Поэтому пересчитать людей с таким спектром возможностей и умений, какие были у Табакова, по пальцам можно. Он стал для меня хорошим примером: теперь я знаю, к чему стремиться и чего можно добиться, если захотеть.

— «Я вспыльчив, резок и критичен, мой характер твердо сложен…» — строчка из вашего стихотворения. Какие черты вашего характера вам нравятся, а над какими хотелось бы поработать?

— Есть одно качество, которое я больше всего люблю и в себе, и в людях – жажда знаний. Учиться, становиться лучше себя вчерашнего – это ли не самая притягательная черта в человеке?

Мне сложно назвать какое-то качество только плохим или только хорошим. Вспыльчивость и темперамент помогают на сцене заводиться, включаться — они делают меня подвижным. Но, в то же время, иногда нужно где-то промолчать, а не выставлять все свои эмоции напоказ.

Я стараюсь учиться использовать свои качества для достижения целей. Наверное, поэтому я и пошел в театр, чтобы научиться владеть собой, своей психикой, пробовать что-то новое, ошибаться и искать.

Интервью с Владимиром Карпуковым
Спектакль «Есенин. Черный человек», 2018 г.
Фотограф: Павел Вигриянов

— Как известно, путь к большой сцене нелегок. Была ли в вашей жизни «черная полоса», и если да, то как Вам удалось из неё выбраться?

— Всегда были и есть проблемы. Да, путь действительно сложный, но интересный. Каждый день для меня как сюрприз. Ежедневно тебе кто-то завидует: одни по-хорошему, другие по-плохому. «Черная полоса» — это тоже нормально. Вообще, если черный цвет доминирует, во тьме точно увидишь белое, светлое, доброе и не ошибёшься. Поэтому, если я хочу найти верный путь, то погружаюсь в темноту, опускаюсь на дно, чтобы потом точно увидеть заветный луч света, подняться наверх, «оттолкнувшись» от неудач. Что-то подобное случилось со мной на втором курсе ГИТИСа, когда не было денег, есть было нечего, платить за квартиру тоже было нечем. Я хотел бросить учебу, актёрство и пойти работать по своей первой специальности – математиком-экономистом. Но судьба столкнула меня с моим давним другом –  учителем из 38 лицея Сергеем Александровичем Шатохиным. И тогда всё поменялось. Это был первый лучик. Шатохин познакомил меня со своей подругой, которая занимается коррекцией судьбы и дизайном человека. Вот здесь-то мне и открыли солнце и звезды. К слову, я никогда не верил во все эти псевдонауки, но в этом случае… я убедился в их достоверности. Альфия и Сергей рассказали, что во мне заложено и что я могу. Я поверил в себя. Правильно в Библии говорится, что первым было слово. Именно разговор помог мне увидеть свет в себе и вокруг. Неудачи позволили увидеть свою дорогу и своё предназначение.

Кстати, на курсах, которые мы открыли на базе ННГУ, есть эти дисциплины: дизайн человека и раскрытие жизненного потенциала. Мы хотели бы помочь каждому почувствовать себя, увидеть свое «Я» и ту подводную часть айсберга, которую мы в себе не видим. Эти курсы полезны для тех, кто хочет стать лучше и успешнее. Я считаю, что любому человеку полезно познать себя, снять зажимы, улучшить речь, дикцию, открыть себя для нового, да и просто научиться быть в состоянии активного спокойствия.

— В 2010 году образовался Нижегородский экспериментальный театр NEXT, а в 2014 году вы стали его художественным руководителем. Какой личный опыт вы при этом получили?

— В 2010 году образовался студенческий театр на мехмате ННГУ, где я также был постановщиком осенних дебютов и студенческих весен. А в 2017 году он реорганизовался в Нижегородский экспериментальный театр. И поверьте, это уже не тот театр, который был раньше. Тогда это была «тусовка». Сейчас же людей объединяет не факультет, как это было на мехмате, а идея и сам театр. Коллектив полностью новый, за исключением нескольких человек. Это тридцать абсолютно разных людей, среди которых и физики, и юристы, и экономисты, и филологи — и они горят одной идеей. Мне кажется, это круто. Но именно мехмат научил меня создавать идеи. Гореть ими и зажигать других.

 

Специально для вас мы даём ссылку на страницу театра. Там можно познакомиться с репертуаром, планами и летней школой NEXT, а также найти самого Владимира и пообщаться с ним.

СПРАВКА

Владимир Карпук – художественный руководитель Нижегородского экспериментального театра NEXT. В 2014 году закончил ННГУ им. Лобачевского, а затем актерский факультет Российского института театрального искусства (ГИТИС), обладатель многочисленных наград, грантов и премий, среди которых конкурс «Новое поколение 21 века», Всероссийский конкурс молодёжных проектов среди физических лиц, Всероссийского форума «Таврида» и многих других.

Екатерина Самохвалова
12+