Вечное искусство: выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой «Сад ангелов»

0
2203

С 28 ноября по 20 декабря в галерее «Луна» проходит выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой, объединённых под названием «Сад ангелов». Два слова: это волшебно.

Обычно всё решается в первые 15 секунд: произведение либо полностью поглощает ваше внимание, либо не трогает совсем. Эта выставка захватила меня полностью. Стоило войти в зал и окинуть беглым взглядом экспозицию, как что-то невидимое, большое и согревающее опрокинулось над моей головой и закружилось вокруг меня. Всё вызывало восторг! Глаза стали ловить цветовые пятна зимней палитры: синие, голубые, белые, лиловые. Когда дымка первого впечатления рассеялась, а в душе поселилась звенящая радость, я стала внимательно рассматривать работы.
Елена Сахарова-СтаровероваКаждое произведение относится к одной из тематических серий: «Сад ангелов», «Зимние истории», «Дерево жизни». Каждая серия отличается разнообразием героев и сюжетов. Это пейзажи, цветы, птицы, а также мифические существа, такие как львы и грифоны.

Но ангелы – это нечто особенное. Они, как связующая нить, разместились в каждом уголке выставочного зала. Тихие, едва заметные, искренние в своей простоте, они сопровождают каждого посетителя. Смотришь на них – и на сердце становится светло и спокойно.

Почему ангелы?

Первый вопрос, который возникает у каждого посетителя. Когда Елену пригласили в Венгрию на симпозиум по эмалям, она долго думала, что бы там такое сделать. Ведь все хотели увидеть то самое, русское. Так родились эмали с византийскими деревьями, повторяющие ажурные белокаменные резьбы Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире. Впечатления, полученные от поездки по городу, привели также к идее о создании сада ангелов – части горнего мира.

Выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой «Сад ангелов» Выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой «Сад ангелов»
Выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой «Сад ангелов» Сад ангелов

Что такое горячая эмаль?

Горячая эмаль – древняя техника, известная ещё со времён Древнего Египта. Люди придумали, что можно сплавлять стекло и металл, чтобы придать стеклу прочность, а металлу – красоту. Популярными материалами в то время были, в основном, золото и серебро.Вечное искусство: выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой «Сад ангелов»

Готовятся эмали довольно долго, на одну работу уходит где-то неделя. Елена делает всё сама, без помощников. Сам процесс можно разделить на три стадии.

  • Сначала мастер берёт пластину, медную или стальную, и вырезает форму нужного размера для основы. К этому времени у него уже имеется готовый композиционный эскиз, который выполнен в тоне или цвете. Места, где должен быть цвет, у Елены пронумерованы. Это связано с тем, что эмаль, как и керамическая глазурь, сама по себе имеет один цвет, а при обжиге приобретает другой. Учитывая эту особенность эмали, Елена за годы работы составила свою палитру. Конечно, теперь как профессиональный художник она может сказать, какие цвета получатся на выходе. Но больше нет того восторга первооткрывателя, как в молодости, ибо мастер уже приблизительно представляет, что будет.Палитра Палитра
  • Далее на пластину специальными эмалевыми красками наносится рисунок.
  • После полного высыхания пластину обжигают в печи при температуре от 790° до 850°. Обжиг длится от 3 до 10 минут. В зависимости от поставленной задачи, от задумки, этот промежуток времени можно варьировать, добиваясь прозрачности, цветного разнообразия или фактурности. Рисунок преображается на глазах. Говоря нетехнологическим языком, происходит то самое волшебство! Стихия огня творит чудеса и порой вносит свои коррективы в изначальный замысел. То есть иногда возникают композиционные нюансы, которые нельзя исправить (а, может, даже и не нужно). В этом, например, заключается отличие эмали от живописи. Если художник даже через несколько лет может вернуться к картине и как-то доработать её, то эмаль лучше не трогать, можно сделать только хуже.

Каждый слой эмали наносится отдельно, затем сохнет и обжигается. Обжигов может быть несколько. Последний штрих – сделать раму. Благодаря этому работа словно переживает второе рождение. Правильно подобранная рама – важная композиционная составляющая и даже залог успеха. Часто она помогает работе раскрыться и заиграть всеми оттенками цветов.

Выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой «Сад ангелов» Выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой «Сад ангелов»
Выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой «Сад ангелов» Выставка горячих эмалей Елены Сахаровой-Староверовой «Сад ангелов»

Вечное искусство

Кроме красоты и глянцевости, эмаль обладает ещё рядом замечательных свойств. Со временем она не деформируется, не осыпается, не выцветает на солнце. Можете даже закопать её на сто лет, а потом откопать и проверить ?

До эмалей Елена попробовала многое: занималась и керамикой, и живописью, и графикой. Но все эти виды искусства достаточно недолговечны.  К примеру, керамика бьётся даже при обжиге. Но если у тебя не получилась эмаль, её всегда можно перевернуть и сделать на другой стороне. Этим она и покорила мастера – возможностью легко исправить работу. И, конечно, своей долговечностью. Всё, что привлекало автора в графике, живописи и керамике, сложилось здесь, в эмали.

Горячая эмаль Елены Сахаровой-Староверовой Горячая эмаль Елены Сахаровой-Староверовой
Занятие это, конечно, недешёвое, но тут каждый сам для себя решает, на что ему тратить и во что вкладывать. Ведь если душа поёт, имеет ли значение всё остальное?

Мастер обучалась своему искусству в Ростове Великом, в Ярославле, в Венгрии. Многое узнавала на мастер-классах и в общении с другими художниками-эмальерами, что-то прочитала в литературе. Но больше всего знаний ей дала Владимирская школа, где она обучалась у сильных педагогов. Однако учёба продолжается до сих пор. Елена не останавливается на достигнутом и стремится каждый день узнавать что-то новое.

Сад ангелов Сад ангелов
Елена не концептуальный художник, конкретных целей по достижению каких-либо сложных образов в работе не ставит. Её задача — сделать комфортным своё окружение, чтобы было красиво и уютно. Автор уверена: мы, женщины, обязаны нести в этот мир красоту. Главное, быть в гармонии с собой и нести в душе мир.

Напоследок приведу слова, которые поистине можно назвать «творческой мантрой» любого художника. Летом прошлого года Елена собиралась ехать на пленэр, и художник-академик Владимир Севостьянов дал ей напутствие: «Вперёд и с песней! Побольше «балбесничества»!  Не надо замыкаться на чём-то. Нужно легче относиться к жизни и меньше оглядываться назад. Часто людей сдерживает мысль, а что будет, если… Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и потом сожалеть об этом».

Наталья Зиновьева