• Главная
  • О проекте
    • About the project
    • Über das Projekt
  • Редакция
  • Контакты
Нижегородские Новации
  • СОБЫТИЯ
  • НОВОСТИ
  • ЛИЧНОСТИ
  • ЕСТЬ МНЕНИЕ
  • ИНТЕНСИВ
  • ОБЪЕКТИВ
  • НОВАЦИИ
  • Поиск
  • Меню

В современном искусстве господствует культ безобразного

08 февраля 2019, 15:12|Есть мнение Наталья Зиновьева
Наслаждаться безвкусицей в искусстве и культуре, восхищаться ужасающими, посягающими на эстетическое восприятие произведениями искусства давно стало привычным в обществе.
Современное искусство

😘 18+

Порой выставки напоминают поездку по «Пещере ужасов», только в роли скелетов — произведения искусства. Наслаждаться «безвкусицей» в искусстве и культуре, восхищаться ужасающими, посягающими на эстетическое восприятие произведениями искусства давно стало приемлемым в обществе. Например, в прошлом году в выставочном зале Базеля (Швейцария) посетители узнали, что такое «бесформенная бесформенность». Выставка называлась «Ungestalt» («Вне формы». Прим. ред. — Ungestalt — труднопереводимое с немецкого понятие, которое обозначает нечто без формы, без образа, возможно даже нематериальное. Есть Gestalt — форма, фигура, а Ungestalt — вообще всё то общее, что ей противоположно). Идею выставки выражали инсталляции разных художников, каждая в отдельном зале. В одном стоял холодильник Адриана Вильяра Рохаса, где в морозильной камере лежали испорченные продукты. В другом зале Ольга Балема небрежно разместила растрёпанный текстиль.

Так кому нужно это безобразное искусство, которое хочет опорочить процесс творения и при этом заставить восхвалять себя? Многим! Так, например, картины отвратительного и трансгрессивного в живописи привлекают посетителей на выставку Георга Базелитца, которая сейчас проходит в Музее Фонда Байелера.

Трансгрессия — термин неклассической философии, фиксирующий феномен перехода непроходимой границы, прежде всего — границы между возможным и невозможным. Буквально означающий «выход за пределы». Одно из ключевых понятий постмодернизма, переход разумного субъекта от возможного к невозможному.

Фонд Байелер (Fondation Beyeler) — музей, частная коллекция, собранная супругами Хильди и Эрнстом Бейелерами. В Фонде Байелер (Базель) можно увидеть одну из самых известных в мире частных коллекций классического модернизма. Здесь представлены работы Сезанна, Ван Гога, Моне, Клее, Миро, Уорхола и т. п. В 1997 г. коллекция разместилась в здании музея, построенном в Риене близ Базеля городским архитектором Ренцо Пиано. Открыта для публичного посещения.

Шок продаётся!

Причудливость, своеобразие, которое придаёт произведению искусства нечто мрачное и загадочное, в действительности оказывается многократно преувеличено и раздуто до гротеска. Британский художник Дэмиен Хёрст в этом мастер. Его работа «Treasures from the Wreck of the Unbelievable» («Сокровища с места крушения „Невероятного“»), выставленная в 2017 году в Венеции, представила публике потрясающую находку.

Выставка демонстрировала огромное собрание скульптур, исторических объектов, фотографий и видеосъёмок «спасения» затонувших «сокровищ». По легенде, корабль освобождённого раба Сифа Амотана II перевозил артефакты известных к тому времени цивилизаций, чтобы выставить в музее, однако потерпел крушение у берегов Занзибара. Так «груз» и лежал две тысячи лет, пока в 2008 его не обнаружил Дэмиен Хёрст. Он же каждый артефакт представил в трёх версиях: первая — непосредственно реликвия («Коралл»), вторая — её отреставрированный вариант («Сокровище»), а третья — воспроизведение исторического объекта («Копия»). Всё бы хорошо, вот только статуя Нефертити называется Афиной и имеет татуировки Рианны, бюст Амотана представлен с головой Фаррелла Уильямса, а ещё везде Микки-Маусы. Выходит, документальный фильм с водолазами, поисками, исследованиями — обман? Всё подделка? Это современное искусство. Художник реализовывал проект в течение 10 лет, придумал историю, утопил для этого скульптуры. И это сработало. Всё выглядело невероятно правдоподобно. Теперь стоимость его скульптур достигает $5 млн. «В своей преувеличенной манере Дэмиен создал нарратив, какого никогда еще не видела публика. Многие назовут это китчем или плохим вкусом, но это что-то гораздо большее. Это Голливуд», — пишут критики.

Чем объяснить простоту форм

Но как могло случиться, что потребность в чувственном восприятии, в наслаждении прекрасным, — одним словом, в эстетике исчезает? И что явная безобразность, бесформенность таким образом может занять сцену современной культуры?

Лишённая красоты дисгармония пышно процветает на останках совместной работы рук и ума, которые были безвозвратно уничтожены в цифровую эпоху.

Стремление к безвкусице можно рассматривать как следствие распада исторического, завязанного на этике канона ценностей или же как выражение неуверенности и дезориентации. Кроме того, безобразное действует как стратегия привлечения внимания: шок продаёт! Это удовлетворяет эгоцентризм, который не берёт во внимание чувства других.

Лишённая красоты дисгармония успешно процветает на останках совместной работы рук и ума, которая была безвозвратно уничтожена в цифровую эпоху. А ведь эта совместная работа определяла творческий процесс ещё на этапе развития идеи. Можно ли простоту в искусстве объяснять всё ещё как бунт против традиционных формальных идеалов и против потрясений в производящем мире?

Нет, скорее как тупик негативного взгляда на будущее. Поскольку сегодня — в отличие от авангарда 20-го века — коллективное видение отсутствует, смятение стиля торжествует над чистой волей формы. Авангарды выдающихся культурных эпох имели план и ориентировались на высокоинтеллектуальную, тщательно продуманную схему, оставившую прошлое позади.

То же самое относится и к движению Дада (прим. ред. — антиискусство; авангардистское нигилистическое движение в 1916-1922 годах, зародившееся в Швейцарии в ответ на ужасы Первой мировой войны, на бессмысленное убийство людей; слово «дада» само по себе ничего не значит), на которое ссылаются защитники отвратительного искусства. Видимое нам «строение» — результат их творческого процесса — стояло на интеллектуальном фундаменте. Основой концепции работы выступало желание объединить новые экспериментальные идеи, материалы, линии, поверхности, объемы, чтобы сформировать эстетическое целое — радикализм и нарушение правил в той или иной степени.

Например, Пьеро Мандзони, который в 60-х довёл нарушение табу до крайности, не поставил у нас перед носом «Дерьмо художника», а закрыл свои фекалии в красивой коробочке. Даже «Менструальная кровь» Кэроли Шнеманн (1972) оказывается красиво оформлена в виде капелек на белой бумаге, придавая визуальному сообщению художницы особую форму выражения.

В целом, художественное выражение с продуманным образом, согласно психологии восприятия, остается в нашей памяти дольше, чем бесформенное и хаотичное. Создаётся впечатление, что бесформенность (Ungestalt) хочет способствовать быстрому забыванию, потому что визуально несоотносящееся — несмотря на шок — воспринимается зрителем как мимолетное переживание и подлежит забыванию. Правда, по пути в забвение, к сожалению, остаётся осадок размышлений о просмотренном. Кому это выгодно?

Дадаизм. Марсель Дюшан, «Фонтан». 1917 год

Дадаизм. Марсель Дюшан, «Фонтан». 1917 год

Склонность к деталям

Небрежно сделанные инсталляции, состоящие из собранных вместе отсылок к прошлому, и всякого рода странности соединяются в художественном кредо «Всё возможно». Эта прямота ослепляет многих. Но Георг Зиммель (прим. ред. — немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни») назвал «безграничную впечатлительность» и «непредвзятое понимание» признаком упадка культурного общества. Социолог утверждал, что декаданс будет свободно соединять всё, что по своей сути несовместимо.

Говоря про современность, нескончаемое разнообразие стилей и форм вводит ясный, критический ум в заблуждение. В этом ментальном тумане обнаруживается ретро-романтическая склонность к деталям, которые больше не дают связного целого, и к фетишу оригинальности.

Все это является следствием короткого замыкания прошлого и настоящего, которое любое будущее напряжение снимает за счёт малодушия. Декаданс любит восхваляемое разрушение, жертвенное поведение, а также упрямых убеждённых глупцов, которые обречены на пассивность и никогда не смогут сделать шаг вперед.

Перевод с немецкого и дополнения: Наталья Зиновьева
18+

 
Подписывайтесь на нас «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках» или Telegram, чтобы оставаться в курсе культурной жизни региона.
 
Предложить материал
 

🔥 Читайте также

Фоторепортаж. «Керамика сквозь века»
Фоторепортаж. «Импрессионизм – сама жизнь»
Обзор фильма «Ван Гог. На пороге вечности»
Фоторепортаж. «В гостях у птицы сирин»
«Как на небесах»: фильм о мечте, раскрывающей сердца
Фоторепортаж. Истории из «Арсенала»: четыре выставки о современном мире и его проблемах
Теги: Искусство, Культура, Современное искусство
1 ответить
  1. александр говорит:
    13 февраля 2019, 05:45 в 05:45

    Спасибо Наталье Зиновьевой. Познавательную и умную статью написала. С неподдельным чувством женской тревоги за судьбу культуры и человека как такового. С интересом продолжил бы обсуждение этих проблем с автором. Д.ф.н., проф. Александр Чупров.

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

📜 💌 📪
Письмо в редакцию
Отправить
 
Подписывайтесь на нас
События Новости Личности Есть мнение Интенсив Объектив Новации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 69902 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.05.2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта прямая гиперссылка на novation-nn.ru обязательна.
Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 16 лет.
О проекте | Редакция | Реклама | Предложить материал | Пользовательское соглашение | Правообладателям | Контакты
© 2016 – 2019 «Нижегородские Новации». Все права защищены.
Прокрутить наверх