«Современный театр – это уже не искусство, а философия»: лекция Алексея Киселева

0
16601

За последние 25 лет возникло много новых форм театра, например, футуристическая мультимедийная многосерийная опера или документальная спектакулярная инсталляция. Театральный критик Алексей Киселев в своей лекции «Типология современного театра» рассказал о театральных жанрах от базовых до современных, а также пояснил, почему театру не подходит слово «театр».

Театральный критик Алексей Киселев

Что такое театр?

Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Именно с определения театра из Википедии Алексей Киселев начал лекцию в ЦТМ. От этого определения уже ничего не осталось. Последнее время театр может обходиться без других искусств и даже без актеров. Например, спектакль Алексея Киселева «Настоящее время» длится 0 секунд. Перед началом на экране зрители видят обратный отсчет. Время выходит, отсчет продолжается, только в другую сторону. Попробуем разобраться, что такое театр.
Лекция Алексея Киселева

«Строение» театра

Алексей ассоциирует театр с человеком. Опора человека – ноги, так же и у театра. Одна нога символизирует грусть, то есть трагедию, а другая – радость, то есть комедию. Это базис театра. По мнению Алексея, сейчас мало комедий в чистом виде, по-настоящему смешных: «Комедия – это не смешно, не грустно, а странно». Российский театр хмурый в 99% случаев. Исключение – спектакль «О-й. Поздняя любовь» Лаборатории Дмитрия Крымова. Среди нижегородских спектаклей Алексей выделяет «Укрощение строптивой» в театре «Комедiя».

Театр развивается, использует новые выразительные средства, появляются другие жанры. Благодаря голосу рождается опера, через слово возникает драма, а с помощью танца появляется балет.

«Современный театр – это уже не искусство, а философия»: лекция Алексея Киселева

Многообразие форм

База сформирована, возникают новые формы. Алексей перечисляет их, даёт комментарий и приводит примеры.

Театр кукол
Алексей: «Игра в как будто».
Пример — спектакль «Ангел» Дуды Пайвы.

Оперетта
Алексей: «В каждой системе, чтобы она функционировала хорошо, должна быть ошибка. Оперетта – ошибка в истории театра»
Пример — московская оперетта «Летучая мышь».

Мюзикл
По мнению лектора, мюзикл зародился из отсутствия финансирования. Он соединяет в себе танец, пение, слово и привлекает максимально широкую аудиторию.
Пример — мюзикл Stage Entertainment «Привидение».

Современный танец
В описании современного танца всегда есть слово «исследование», то есть это не творческий процесс, а научный. «Современный театр – это уже не искусство, а философия», — говорит Алексей.
Пример — Anne Teresa De Keersmaeker: Fase, Four Movements to the Music of Steve Reich.

Цирк
У театра и цирка общая родословная, поэтому цирк можно отнести к форме театра, но жанры и формы отличаются. В спектаклях цирка дю Солей всегда рассказывается история, присутствует интерактив, а актеры стремятся провоцировать эмоции, что сближает театр и цирк.
Пример — «Kooza» Цирк дю Солей.

NB Алексей посоветовал сходить в цирк дю Солей в шатре, ведь именно там выступает первый состав с лучшими артистами.

Мультимедиа
Пример — «Mortal Engine» Chunky Move.

Документальный театр
Пример – «100% Oslo» Rimini Protokoll или российский аналог «100% Воронеж».

Стендап
Алексей: «Не знаю, относится ли стендап к театру или нет, наверное, нет, но я знаю, что это древний жанр. Не каждый артист может стать стендапером и не каждый стендапер – артистом».
Пример — «Stand up ЦИМермана» Центр имени Вс. Мейерхольда.

Театр художника
Пример – «Демон. Вид сверху» Лаборатория Дмитрия Крымова.
Алексей: «Ужасно смешной, непонятный, абсолютно ассоциативный спектакль».

Постдраматический театр
Постдраматический театр появился в русском лексиконе недавно, после выхода книги Ханса-Тиса Лемана «Постдраматический театр». Книгу не читали, а всё странное назвали этим словосочетанием. Потом книгу перевели, и выяснилось, что в книге речь идет о независимости театра от литературы в 60-е годы и о его свободе как вида искусства.
Пример — спектакль «Карина и Дрон» творческой лаборатории «Угол».

Антитеатр
Классический театр нацелен на единство восприятия зрителями. Задача антитеатра – расширить границы. Правило нарочито не соблюдаются.
Пример — «Молчание на заданную тему» Театр.doc (Москва).

Современный театр развивается чрезмерно быстро. «Мысль не успевает за процессом. В «Золотой маске» нужно каждый сезон придумывать новые номинации. Старые уже давно трещат по швам», — комментирует Алексей. Благодаря динамичности, появляются непонятные формулировки. Например, Уличный аудио постдраматический Site Specific иммерсивный променад. К чистым формам уже не вернуться. Для современного театра само слово «театр» уже не подходит. Сейчас невозможно дать ему четкое определение, ведь он вне строгих правил и формул.

Арина Полтанова
18+