Современное искусство — это сплошная ерунда?

0
1789

Поговорим о распространенном предрассудке и о том, какой взгляд сформировать на современные направления в области культуры и искусства.

Современное искусство – это сплошная ерунда?Различные биеннале и художественные выставки, в том числе известные «Манифеста» и Documenta, ежегодно привлекают тысячи посетителей. Здесь собирается интересующаяся искусством состоятельная публика, готовая разделить некогда унаследованные взгляды образованной буржуазии. Однако увлеченные ценители искусства часто забывают, что большая часть населения как и прежде не проявляет интерес к современному искусству, а иногда и вовсе скептически относится к нему.

Современное искусство в отличие от поп-музыки или киноиндустрии не вызывает активный общественный резонанс. Это явление ярко прослеживается как минимум на примере телевидения. Оно, как известно, всегда ориентируется на зрителя и на его потребности. Передачи же о современном искусстве транслируются на сегодняшний день довольно редко, и то не на самых популярных каналах. При этом руководители программ преследуют иную цель – заполнение ненужных пауз в сетке телеканала, а не народное просвещение.

Если перед нами и предстает сфера искусства, то представляет она собой, главным образом, место встречи ярых индивидуалистов или предстающих во всем черном интеллектуалов. Вспомните место действия в таком фильме, как «Большой Лебовски» 1998 года, или телевизионных сериалах, к примеру «Место происшествия Мюнстер» (в частности серию «Бог тоже всего лишь человек», созданную при сотрудничестве с деятелем искусства Кристианом Янковски). Основываясь на этих фактах, несложно будет догадаться, почему «Золотую пальмовую ветвь» 70-ого Каннского фестиваля присудили шведскому фильму «Квадрат» Рубена Эстлунда.

Тем не менее, споры в сфере искусства возникают часто. В 2012 году, к примеру, публикация «Культурный инфаркт» на тот момент бывшего директора «Про Гельвеция» Пиуса Кнюселя спровоцировала волнения в сфере культурного развития. Воздвигнутый в 2014 году строительный кран в Цюрихе поставил ребром вопрос об искусстве в открытом пространстве. Всё это говорит о том, что интерес к искусству велик. Чего не скажешь о других сферах деятельности и областях знаний. Точные науки не позволяют человеку иметь собственную точку зрения или своё видение, что искусство вполне допускает. Однако это и превращает современное искусство в предмет многочисленных предрассудков и популистской культурной политики. Так каковы самые распространённые предубеждения на счёт современного искусства?..

Современное искусство – я тоже так могу!

«Я тоже так могу!»

«Современное искусство – это сплошная ерунда!» – так выразился губернатор Токио Синтаро Исихара на открытии выставки в начале 2006 года. Подобная точка зрения основывается на ожидании от «искусства» чего-то невероятного, ценного и прекрасного, но в итоге приводящего к разочарованию и непониманию.

Не ожидаемые тепло, гармония и умиление вызывают у нас современные работы. Мы испытываем скорее противоречивые ощущения и запутываемся в своих мыслях. Это несоответствие имеет свои последствия. Мы злимся на нецелесообразную трату ресурсов, не понимаем невероятного почитания и великолепного представления «ужасных» предметов искусства и «бессмысленных» перформансов.

Многие пребывают в исступлении, не понимая сути выставленных работ. Возникающая неуверенность в себе во время посещения музея или галереи вызывает большие огорчения. К тому же, преобладание английского в дискуссиях, языке кураторов и различных текстах подчас заставляет задуматься о собственной некомпетентности. Часто слышим саркастические замечания вроде «Я тоже так могу», «Это не искусство» или приписываем работам названия типа «Мусор» или «Обман». Всё это говорит об озлобленности посетителей. Современное искусство можно постичь лишь в качестве зеркала наблюдателя, источника его личного опыта. Произведение искусства говорит нам о чем-нибудь (а иногда и не говорит) в зависимости от того, насколько мы раньше имели дело с искусством.

Однако в подобной игре всегда проигрывает наблюдатель. Кажется, что от него всецело зависит способность расшифровки и оценки драгоценных предметов искусства. На деле же, он недостаточно знает, неловко себя чувствует и не мотивирован дальше работать над собой. К этому всему добавим глобализацию и технический прогресс, разрушение традиционных ценностей, что активно подается многими творцами и кураторами, а иногда и вовсе пропагандируется среди публики. Таким образом, выставки современного искусства часто смущают нас и действуют на нас провокационно.

Свобода искусства

Борьба классов сверху

Дилетанты и скептики выражают мнение, что современное искусство представляет собой «проект для избранных», то есть удел людей от академиков до состоятельных коллекционеров. Их обычная практика подачи того или иного предмета искусства как наиболее ценного и требующего потому значительной суммы воспринимается в низших и средних слоях общества как раздражающий признак власти – власть современных алхимиков, которые благодаря связям в сфере искусства могут сделать золото буквально из ничего. Ярмарка современного искусства «Арт Базель» или мероприятия аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке – вот где проходят конкурсы для элиты общества, проводимые с незаметными эстетическими различиями.

Антипатия к современному искусству основывается на пассивности большинства. Большая часть населения, способного выбирать, не имеет никакого влияния на презентацию и покупку предметов искусства через государственные инстанции. Наоборот, в сфере искусства установился дискурс леволиберальных академиков и космополитической верхушки. Популисты иногда пользуются этим, заявляя о «растрачивании доходов» в сфере искусства, одобренное только лишь меньшинством. Иногда для этого даже не нужно быть популистом. Так, в 2017 году германский союз требовал от налогоплательщика ежегодной выставки Documenta разъяснения, как только стало известно о миллионных убытках после четырнадцатого по счету проведенного мероприятия.

Защитники современного искусства, напротив, уверены в возможности симбиоза автономии искусства и политической демократии. Два компонента в некотором роде можно считать бесценными. Демократия живет благодаря сознанию ответственности, духовной гибкости, способности граждан к соглашениям. Необходимые для этого качества, такие как культура обсуждения, изменение перспектив и толерантность, могут совершенно точно быть представлены посредством современного искусства.

Сфера искусства в качестве тренировочной площадки для политически заинтересованных граждан – звучит совсем не плохо и имеет на то свои права. Свобода искусства (как и науки) является благом, требующим защиты, в том числе ограждения от политической стороны жизни. Это касается не только понятий исполнительной власти, но и запросов самозваных представителей меньшинств, религиозных групп, а также органов «языковой и мыслительной полиции» в рамках политкорректности.

О грустном

О финансировании культурного развития и субсидиях нужно говорить постоянно. Бюджеты музеев, развивающих программ и стипендий должны регулярно находиться под контролем и тщательно оцениваться, не становясь предметом умолчания. Стоит также задумываться о продаже работ из музейных коллекций, ведь суть демократии заключается и в том, что граждане участвуют в распределении и трате сданных ими же налогов.

По-настоящему разозлитесь на искусство!

Ну, и напоследок не стоит забывать: злость и гнев можно воспринимать как нечто продуктивное, как важную часть осознания собственных переживаний. При ежедневном избытке впечатлений, при восприятии предметов искусства злость, в отличие от чувства тоски или гармонии, дольше и интенсивнее откладывается в нашей памяти. Злость в этом случае продолжительнее, а значит, деньги по-прежнему остаются в кармане. Поэтому, дорогие читатели, «Злитесь на искусство!».

Перевод: Ольга Арихина
Оригинал: nzz.ch/feuilleton/moderne-kunst-ist-doch-totaler-mist-ld.1330090
16+