Пишется-не пишется, или Как «приручить музу»

0
1827

Вы мечтаете стать писателем, но почему-то совсем не пишете? Всё ждёте, когда муза соизволит милостиво приземлиться на ваше плечо? Но этот момент может наступить не скоро: через неделю, месяц или даже через год. Чтобы достичь настоящего профессионализма, нужно писать гораздо чаще.

Если открыть биографии успешных писателей (таких как Стивен Кинг, Эрнест Хемингуэй, Харуки Мураками), можно увидеть, что они творили каждый день, независимо от настроения и самочувствия. Писательство, как и любой навык, требует тренировок, а вдохновение, увы, с нами не всегда. Приведённые техники могут помочь вам обрести творческий настрой, когда желания садиться за письменный стол совершенно нет.
Как «приручить музу»

Эго-состояние ребёнка

Знаменитый психотеропевт Эрик Бёрн считал, что у человека есть три эго-состояния.

  • Родитель. В этом состоянии человек держит себя в строгих рамках, навязанных социумом и воспитанием, анализирует каждый свой поступок с точки зрения «правильности». Родитель незаменим на этапе редактуры, но в момент творчества вредит, потому что практически не даёт расслабиться. Что бы вы ни писали, невидимый критик как будто шепчет на ухо: «Неправильно! Плохо! Можешь лучше! А, может, тебе и не стоило начинать?». Внутренний родитель формирует писательские блоки, создаёт чувство бессилия перед чистым листом, на которое так часто жалуются авторы.
  • Взрослый. Состояние, в котором человек пытается найти баланс между желаниями ребёнка и теми постулатами, которые диктует родитель.
  • Ребёнок. Состояние, отвечающее за наши желания и эмоции. Только в нём можно почувствовать всемогущество, необходимое для литературного труда.

Современный русский психолог Татьяна Крамаренко, одна из мастеров школы Creative writing school, советует перед началом работы вернуться в состояние ребёнка и «обезвредить» родителя. Для этого она рекомендует расслабиться, вспомнить, что вы делали, будучи маленьким, и искусственно это воспроизвести. Может быть, вы любили рисовать или играть с домашними животными? Лепить из пластилина? Попробуйте! Это нехитрое упражнение поможет вам за короткое время войти в ресурсное состояние ребёнка, необходимое для литературного творчества.
Способы управления творческим состоянием, «подслушанные» у профессионалов – популярных писателей, мастеров литературного слова

Боязнь чистого листа

Вы смотрите на белый лист или на страницу Word (которая смотрит на вас, угрожающе подмигивая курсором). Искра. Буря. Беспомощность. Вы думаете: «Ой, а попишу-ка я в следующий раз! Время что-то поджимает, да и дел неотложных накопилась целая куча…». Было?

Проблема, как вы догадались, не во времени и не в делах — это самые распространённые отговорки начинающих авторов. Писать вам мешает литературный блок, страх перед чистым листом. К счастью, Майя Кучерская, российская писательница, литературовед и литературный критик, поделилась на своих курсах способом борьбы с этой проблемой. Она советует завести таймер на пятнадцать минут и начать писать абсолютно всё, что приходит в голову.

Не останавливайтесь до сигнала таймера, даже если кажется, что вы пишете абсолютную ерунду. Даже если получится невыносимо плохо, после того, как вы сделаете это упражнение, заполнять чистый лист станет намного проще. А в лучшем случае бонусом вы получите зарисовку к будущему произведению.

Бутылка вдохновения от Александра Молчанова

Александр Молчанов — российский писатель, драматург и сценарист, на самодисциплине для писателей и сценаристов тоже не оставил без внимания нашу тему. Его техника рекомендована наиболее эмоциональным авторам. Тем, кто пишет, руководствуясь умом (это не плохо и не хорошо, многие гениальные авторы «писали мозгом», например, Лев Николаевич Толстой), а не чувствами, она может не подойти — об этом предупреждает и сам Александр.

На тренинге он чарующим голосом просит своих зрителей: «Расслабьтесь. Представьте, что вы медленно выходите в прихожую, берёте одежду, подходите к двери, покидаете дом… Почувствуйте дыхание ветра на своём лице, запахи улицы. Знакомой тропой через двор пробирайтесь к ближайшему магазину. Минуя охранника и людей с покупками, подходите прямо к отделу с напитками. Среди соков стоит пол-литровая пластиковая бутылка с напитком „Вдохновение“. Какая она по цвету? На ощупь? Холодная? Тёплая? Не жадничайте, берите только одну, вы всегда можете за ней вернуться.

Теперь, держа её в руке, идёте на кассу. Впереди вы видите женщину с покупками, слышите писк кассы, женщина расплачивается. Вы ставите бутылку перед кассиршей, она её сканирует, называет сумму. Вы достаёте кошелёк, расплачиваетесь, получаете сдачу, забираете покупку и выходите.

На крыльце магазина попробуйте: открутите крышку, поднесите к губам, сделайте глоток, почувствуйте вкус! Ощущаете, как тело начинает как будто бы светиться изнутри? Вас наполняет энергия, сила, вдохновение и ощущение полной ясности! Мысль становится остра, как бритва. Побудьте в этом состоянии. Запомните его. Закройте бутылку. Мысленно окажитесь около места, где вы будете хранить „напиток вдохновения“ (это может быть воображаемое место, например, дупло в лесу, или же просто холодильник в вашей квартире) и куда вы сможете в любой момент за ней вернуться. Сделайте шаг назад… А теперь вдо-о-ох и открывайте глаза!».

Ходить за бутылкой вдохновения можно в любое время. Это простой и эффективный способ испытать прилив творческой энергии.

Используйте триггеры

Триггером в психологии называют что-то, дающее импульс к действию.

Американский бизнес-тренер, предприниматель, оратор Тони Роббинсон писал свою первую книгу в очень насыщенном графике (тренинги с утра и до позднего вечера, творил по ночам, отнимая несколько часов у времени, отведённого на сон). По условию договора с издательством на создание книги у него был один месяц.

В первый день работы Тони представил, что между большим и указательным пальцем у него находится кнопка. Он нажал на неё, мысленно «включив» писательский процесс. В последующие дни он повторял этот простой ритуал, и с каждым разом входить в рабочее состояние ему было всё легче и легче. В НЛП (нейролингвистическое программирование) это называется «заякорить» творческое состояние.

Многие известные писатели интуитивно использовали триггеры. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, Чехов, перед тем как писать, надевал парадный костюм.

Придумайте себе какое-то действие, служащее сигналом для начала работы. Ритуал может быть нелепым, например, лизнуть стену (не рекомендуется), попрыгать на кровати, пройтись два круга на руках по комнате или же консервативным: выпить кружку чая, помыть руки. Главное, чтобы действие было не слишком сложным, не отнимало много времени и сил (навряд ли каждый раз вы сможете пробегать по пятнадцать километров), и, конечно, не было опасным для здоровья (не думаю, что стоит впадать в крайности, используя алкоголь или наркотические вещества).

Также, чтобы облегчить себе «вход в работу», подберите наиболее продуктивные для творчества часы и старайтесь писать именно в такое время. Для этого прислушивайтесь к себе, фиксируйте своё состояние, определите, когда вы на пике энергии. Используйте её для создания шедевров!

Творите!

Александра Власова
0+