О прекрасных дамах в разрезе эпох: Постренессанс и Просвещение

0
2301

…И вдохновительно молчанье,
И скрыты помыслы твои…

А. А. Блок

В Нижегородском художественном музее продолжается проект «Старые мастера». Его второй частью стала выставка «Западноевропейский женский портрет XVII-XVIII вв.», которая включает всего один зал и десять картин. Напоминаю, что первая часть была посвящена мужскому портрету.

Концепция выставки основана на представлении о целой эпохе, которая уместилась в три века —  конец 16-го и 17 век, а также начало 18 века, которые соответствуют Постренессансу, Просвещению и началу Нового времени. В связи с Реформацией во многих европейских странах в то время происходил религиозный разлом. За первенство своих позиций боролись две идеологии: протестантизм и католицизм. Выбранная идеология так или иначе проникала во все сферы жизни государства, в том числе и культурную, оказывая на них своё влияние. Живопись также не избегла этой участи.

Сам директор НГХМ Роман Жукарин в своей вступительной речи подчеркнул, что все представленные на выставке полотна уникальны и публике не знакомы. Владелец коллекции, бизнесмен Дмитрий Володин, поддержал его и добавил, что все работы приобретены частным образом и не без труда.

Всего в выставке участвуют десять картин. Возможно, первая ваша мысль – мало. Мало? Или много? Редкий посетитель задумывается об этом, а также о том, почему полотна висят так, а не иначе, почему такая рамка, почему выставили именно на эту работу и так далее. Большинство людей не придают этому значения.

На самом деле, здесь важна каждая деталь. Чем меньше работ и чем меньше помещение, тем сложнее для организаторов выставки, ведь надо учесть каждую мелочь при воссоздании целой эпохи. В этот раз им пришлось изрядно постараться, располагая полотна таким образом, чтобы женщины не смотрели друг на друга. Это связано с тем, что раньше, в основном, писали семейные парные портреты, поэтому корпус женщины и взгляд были часто обращены на картину с изображением супруга.

Анри Гаспар 1635-1701

Анри Гаспар (?) (1635-1701)
Портрет дамы с дочерью. Вторая половина XVII века
Холст, масло. Французская школа

Теперь, учитывая все детали, мы можем начинать движение по залу. Нашей первой картиной будет «Портрет дамы с дочерью» художника французской школы Анри Гаспара.

Работа написана в период правления Людовика XIV – великий век роскошных, пышных церемоний. Пышность проникает и в искусство, в разных жанрах и разными способами прославлявшего, прежде всего, особу короля, а позднее приспособившегося и к требованиям двора. Несмотря на то, что ведущим стилем всего искусства в то время официально являлся классицизм, свои позиции постепенно стал укреплять барокко с его парадностью, торжественностью, пышностью, динамичностью образов и жизнеутверждающим характером.  В этих рамках развивался и жанр парадного портрета, предназначенного для украшения интерьеров. Наша картина относится к их числу. На полотне изображена придворная дама со своей дочерью. Голова женщины поднята высоко, поза открыта, но взгляд выражает готовность к решительным действиям, если таковых от неё потребуют обстоятельства. В нём также читаются надменность, высокомерие наравне с уверенностью в собственной неотразимости (бесспорно!) и самодостаточностью. Эта женщина имеет право так смотреть, ведь она – фаворитка Людовика XIV! Её костюм дорог, сложен, торжествен, отвечает последнему писку французской моды. Платье сшито из лёгкого шёлка, потому что дама одета в домашний ночной костюм — неглиже. Интересно, что костюм маленькой красавицы повторяет наряд матери. Объясняется это просто: детей в то время воспитывали как маленьких взрослых.

Портрет жены Айзенбрандта Аллерта-младшего 1628

Портрет жены Айзенбрандта Аллерта-младшего. 1628 (?)
Неизвестный голландский художник XVII в.
Дерево, масло. Голландская школа

Давайте отвлечемся от изображения фаворитки Людовика XIV и посмотрим направо, на «Портрет жены Айзенбрандта Аллерта-младшего» неизвестного художника.

Никакой напыщенности: скромное чёрное платье без каких-либо декоративных элементов, за исключением детально проработанных воротника и рукавов, нет украшений. Лицо женщины почти не выражает эмоций. В её движениях никакой раскованности, напротив, они сдержанны, чувствуется зажатость и ограниченность действий. Нельзя сказать, что эта дама раскрывается во всей своей красе, наоборот, она как будто даже стесняется себя.

В чём же причина такого большого различия двух портретов? Ответ прост: в разнице религиозных идеологий. В случае с Францией это был католицизм. В Нидерландах же получил распространение кальвинизм — направление протестантизма, который отличался от последнего ещё большей строгостью распределения обязанностей и жесткостью по отношению к человеку. Жизнь его постоянно контролировалась. Согласно кальвинизму, основной задачей женщины являлось служение дому, семье и её благоустройство, а не плетение придворных интриг. Поэтому голландские женщины на портретах часто представляют собой рачительных хозяек, которые не выставляют напоказ свои достоинства.

Мастер круга Питера Пурбуса 1523

Мастер круга Питера Пурбуса (1523\4-1584)
Портрет неизвестной
Дерево, масло. Нидерландская школа

Обернёмся назад и посмотрим на портрет этой мужественной особы. Она не похожа на женщин, которых мы уже видели. Дама держится гордо, смотрит дерзко, а её образ даже несколько грубоват. Такое впечатление во многом складывается из-за её костюма. Дорогие друзья, перед вами образец классического испанского платья! Влияние на него оказал, как ни странно, мужской военный костюм. Проявилось это, главным образом, в структуре и материале женского наряда. Нижняя часть платья состояла из двух юбок: внешней и внутренней. Обе были громоздкими и длиною в пол, причём верхняя, надо сказать, напоминала одеяло. Зато, когда дама передвигалась, создавалось впечатление, будто она плывет. Обязательной деталью костюма был корсет на металлических костях – своего рода женский доспех. На пошив платья шёл плотный, жёсткий, стёганый материал. Хорошо вот так из 21 века восхищаться неординарностью платья. А вы представьте, каково было дамам носить подобный «мундир»: костюм едва ли отличался удобством! Лично мне трудно позавидовать испанкам того времени.

Стоит также отметить, что испанский костюм способствовал формированию английского и голландского. Вы сами сможете найти общие черты, если пройдётесь по залу и сравните портреты друг с другом.

А мы с вами двигаемся дальше.

Мастер круга Пауля ван Сомера 1576-1621
Мастер круга Пауля ван Сомера (1576-1621)
Портрет королевы Марии Шотландской (?)
Дерево, масло. Фламандская школа
Мастер круга Михеля Яна ван Миревельта 1567-1641
Мастер круга Михеля Яна ван Миревельта (1567-1641)
Портрет Елизаветы Стюарт, королевы Богемии
Дерево, масло. Голландская школа

Обратимся к портретам двух королевских особ – Марии Шотландской и Елизаветы. Обе представляют династию Стюартов, обе имеют сложную судьбу, обе сыграли немалую роль в истории.

Династия Стюартов берет своё начало с Якова I Английского. Его восхождению на трон предшествовала казнь матери – Марии Стюарт, приговорённой к смерти королевой Елизаветой. Однако Мария Шотландская не уронила своего достоинства и писала в последнем письме к Елизавете, что благодарна ей за возможность прервать цепь своих страданий. Перед казнью она поступила как настоящая мать: отреклась от претензий на трон в пользу сына. Такую версию нам предложили на экскурсии. Что-то во всём этом не давало мне покоя, и я решила разобраться лично, для чего обратилась истории.

Елизавета I, последняя из Тюдоров, умерла, не оставив наследника, поэтому власть должна была по праву достаться Якову. Но Мария Стюарт надеялась сама заполучить престол и пыталась сделать это всеми возможными способами. В результате она ввязалась в интригу против Елизаветы и вела тайную переписку, в которой планировала заговор с целью убийства королевы. Вполне оправданно, что Мария получила наказание в виде смертной казни за государственную измену. Так что стоит ли рассматривать её отречение в пользу сына как героический поступок? Может быть, поэтому лицо шотландской королевы так печально: она догадывается о своей дальнейшей судьбе.

Совсем иначе выглядит на портрете Елизавета Стюарт. Она молода, прекрасна собою, величественна, что во многом подчеркивает сложно украшенный, богатый костюм королевы. Её взгляд притягателен и загадочен. Сразу вспоминаются стихи Блока:

…Я всё гадаю над тобою,
Но, истомленный ворожбой,
Смотрю в глаза твои порою
И вижу пламень роковой.

На этот раз интерес для нас представляет не столько костюм, сколько личность самой королевы. Елизавета Стюарт – старшая дочь короля Якова Английского. Будучи маленькой пятилетней девочкой, она стала знаменем мятежа, учиненного Гаем Фоксом. Обеспокоенный событиями, король Яков I решил держать дочь на расстоянии от двора. Повзрослев, Елизавета вышла замуж за курфюрста Пфальца Фридриха V, от которого родила 13 детей. В 1619 году Фридрих был избран мятежными чешскими сословиями королём Чехии, что стало поводом к началу Тридцатилетней войны. Елизавета Стюарт получила титул королевы Богемии после коронования своего мужа. Супруги правили недолго, всего год. Как раз этот непродолжительный период властвования в Чехии принес Елизавете Стюарт прозвище «Зимняя королева». Такой запомним её и мы.

Поднимите свой взгляд.

Портрет госпожи фон Лодер

Иоганн Фридрих Август Тишбейн. (1750-1812)
Портрет госпожи фон Лодер. Конец 1790-х (?)
Холст, масло. Немецкая школа

Из-под опущенных ресниц на нас с истомой смотрит госпожа фон Лодер — супруга Юстуса Кристиана фон Лодера, служившего лейб-медиком при дворе императора Александра I в Петербурге. Мягкие черты лица девушки, нежные локоны, лёгкий румянец на щеках, едва заметная улыбка, а также сочетание белого платья с летящей голубой накидкой делают её похожей на ангела. Картина написана немецким портретистом Иоганном Фридрихом Августом Тишбейном, который является представителем классицизма. Лучшие произведения художника, к которым можно также причислить и портрет г-жи фон Лодер, отличаются строгостью композиции наравне с сентиментальной интимностью образов и мягкостью цветовой гаммы.

Матиас Стомер 1600 - после 1652

Матиас Стомер (Стом). (1600 — после 1652)
Женщина, держащая кошелек перед свечой
Холст, масло. Голландская школа

Не меньший интерес вызывает «Женщина, держащая кошелек перед свечой» Матиаса Стомера. Вы уже заметили, что её портрет заметно отличается от других висящих в зале. Но чтобы понять картину, давайте сначала обратимся к личности её автора. Матиас Стомер – нидерландский художник, работал в стиле Караваджо и принадлежал к так называемой группе утрехтских караваджистов. Утрехтские караваджисты – это последователи итальянского Микеланджело да Караваджо, в творчестве которого живописцы почерпнули подлинно новаторский художественный язык. К основным его чертам относятся мощная пластика форм, контрасты света и тени, усиливающие драматическую выразительность действия, а также крупные полуфигуры, выдвинутые на передний план.  Все перечисленные художественные приёмы мы можем увидеть и на картине Матиаса Стомера. Художник черпал свое вдохновение в Библии и Евангелии и писал правдивые образы людей из народа. Воплощением такого образа и является наша женщина с кошельком. Охристые оттенки, использованные для изображения, придают естественности и смягчают линии портрета. Очень интересно, что освещены лицо и декольте, а руки (часто выдающие возраст) остались в тени. Видимо, художник хотел таким образом подчеркнуть, что над истинной красотой не властны ни года, ни уж тем более классовая принадлежность. Женственность – явление непреходящее.

На этой душеподъёмной ноте я предлагаю закончить. Как видите, дорогие читатели, костюм очень многое может рассказать об эпохе, а лицо и взгляд – о человеке. Нужно только знать, на что следует обратить внимание. Не стоит забывать и об авторе, ведь художник в процессе создания картины вкладывает в неё частицу своей души.

Рекомендую всем совершить путешествие сквозь время и посетить выставку в НГХМ, где история оживает в лицах.

Выражаю огромную благодарность Свириной Наталье Владимировне – специалисту по западноевропейскому искусству за потрясающую экскурсию.

Наталья Зиновьева