Не бросай меня! (Целую, твой текст)

0
1608
У каждого, кто когда-либо пробовал себя в писательском мастерстве, есть своё маленькое кладбище. Да-да, я не шучу! Незаконченные рассказы, брошенные повести, недописанные романы… Огромное количество сил и творческой энергии летит в корзину.

Самое обидное, что бросают не только плохие тексты. Часто не завершают и талантливо написанные произведения, которые могли бы занять достойное место в современной литературе. В этой статье рассказано о самых распространённых причинах, которые заставляют авторов откладывать блокнот и ручку (или клавиатуру) в дальний угол.
Перфекционизм — незаменимое качество для писателя

Неизвестность

Для начала, чтобы понять, почему произведения не пишутся, спросите себя, а знаете ли вы, что в тексте происходит дальше?

Писатели делятся на два типа:

  1. те, кто пишет план произведений;
  2. другие, кто до последней строчки не знает, чем кончится собственный роман, отводит себе роль наблюдателя «Мне же будет скучно, как только я узнаю, чем закончится сюжет!» — так они говорят.

Второй способ кажется более привлекательным и менее энергозатратным, но таит в себе огромную опасность. Сюжет рано или поздно выходит из-под контроля, несколько линий или противоречащих друг другу черт характера персонажа начинают тянуть повествование на себя (вспомните гениальные, но брошенные произведения русских классиков, например, «Арап Петра Великого» Пушкина, «Княгиня Лиговская» или «Вадим» Лермонтова). В итоге писатель зачастую упирается в сюжетный тупик и оставляет текст недописанным.

Сейчас буду Капитаном Очевидностью: если вы заранее продумываете сюжет, тупики будут встречаться вам гораздо реже.

Известный писатель, сценарист и журналист Александр Молчанов на самодисциплине для писателей и журналистов сказал: «Когда писатель садится за письменный стол, он уже должен знать, что напишет». Александр предлагает отделить процесс придумывания истории и сбора информации от написания. Тем самым мы упрощаем себе жизнь: не отвлекаемся на вопрос «что дальше?», судорожно пытаясь высосать из пальца новый сюжетный поворот, не гуглим название реки, которую переплывает ваш персонаж, или таблеток, которые он ест на завтрак, а просто входим в поток вдохновения… и творим!

Конечно, можно поспорить: были случаи, когда и без предварительного плана писались и даже дописывались до конца гениальные произведения. Но если вы хотите делать так же, то вам придётся удерживать в голове события на несколько ходов вперёд, не давать выходить им из-под контроля. И это особенно сложно, если вы начинающий автор.

Сюжетные дыры, неизбежно рыхлая композиция, тупики, и, наконец, брошенное произведение, — вот симптомы отсутствия этапа сбора информации, ненаписанного плана и плохо продуманного сюжета.

Эволюция героя

Лев Николаевич Толстой в дневниковых записях признаётся, что вовсе не собирался убивать Анну Каренину, она сама бросилась под поезд. Или другой пример. «Представьте, что учудила моя Татьяна, — взяла да и вышла замуж!» — писал Пушкин князю Вяземскому.

Часто герои начинают оживать и, как всё живое, эволюционируют. Возможно, какое-то событие в вашем тексте изменило персонажа, он уже не тот, каким вы его создавали, больше не может и не хочет действовать так, как вы запланировали. Если персонаж «упрямится», текст «встанет», а если продолжать писать через силу, все сцены, где появляется строптивец, станут натянутыми, неестественными и неинтересными.

Что же делать в этом случае? Джеймс Фрей, американский писатель и сценарист, в книге «Как написать гениальный роман» советует вызвать взбунтовавшегося героя на разговор. Действительно, никто не расскажет о персонаже лучше него самого! Представьте, что герой сидит перед вами, и расспросите его. Узнайте, какие у него цели, что поменялось в его мировоззрении, почему он не хочет слушаться и так далее.

С новой информацией о герое легче подкорректировать сюжет, опираясь на знание его мотивов и скрытых желаний.

Страх заканчивать

Как ни парадоксально, многие авторы бросают произведения ближе к концу. Почему так происходит?

В потоке вдохновения строки льются сами собой. И некоторым писателям в момент творческого экстаза текст кажется ни больше ни меньше — идеальным.

Но как только автор выводит страшное слово «конец», произведение больше не принадлежит только ему. Его нужно кому-то показывать, и не факт, что читатель воскликнет «Гениально! Шедевр! Ты — новый Пушкин нашего времени!». Всегда есть опасность, что он злобно бросит: «графомания», «да лучше бы ты вообще не брал в руки ручку!». И сознание некоторых авторов старается всеми возможными способами этот момент отсрочить. Кто-то начинает накручивать новые сюжетные повороты, портя композицию, кто-то просто бросает текст целиком.

Чтобы такого не происходило, русская писательница Майя Кучерская советует найти самых добрых и чутких людей в своём окружении (желательно, связанных с литературой) и сделать их своими «бета-тестерами». Лучше не брать самых близких родственников и друзей, их оценка будет неадекватна: либо завышена, либо занижена. Начинающий автор раним, и первый читатель может как помочь ему совершенствовать тексты, так и убить в нём всякое желание писать. Поэтому внимательно и осторожно подходите к выбору таких людей. Если первый, к кому попадёт ваш текст, будет другом и тактичным советчиком, а не озлобленным критиком, палачом вашей работы, заканчивать произведение станет гораздо легче.

Желательно, чтобы у вас был не один «бета-тестер». Стивен Кинг рекомендует показать текст как минимум десяти людям. Если одному из них герой или какой-нибудь сюжетный поворот покажется скверным, это ещё ничего не значит. Если хотя бы шести — безжалостно меняйте или убирайте героя, перекраивайте сюжет.

Но главное, «бета-тестеры» должны помогать вам развиваться, а не демотивировать, иначе они ничем не отличаются от обыкновенных хейтеров.

Страх закончить текст

Перфекционизм

Перфекционизм — незаменимое качество для писателя. Но оно полезно на этапе редактуры. Во время написания произведения перфекционизм только вредит: некоторые авторы начинают бесконечно долго править каждое предложение, считая, что должны довести его до совершенства, прежде чем идти дальше. Такой подход делает творчество невыносимо мучительным процессом и отбивает всякое желание писать. В итоге автору это надоедает, и произведение так и остаётся незавершёным.

Следует помнить, что за критическое мышление отвечает левое полушарие мозга, а за творчество — правое. Мозгу приходится постоянно переключаться (о том, как «выключить» внутреннего критика, написано в моей ранее опубликованной статье «Пишется-не пишется»). Пытаться писать и одновременно редактировать всё равно что бегать из одного кабинета в другой, чтобы исправить несколько строчек — слишком энергозатратно.

Старайтесь не перечитывать текст, пишите дальше, все правки внесёте на этапе редактуры. Если не перечитывать совсем не получается, вы уже неделю боретесь с одним абзацем и чувствуете, что того гляди бросите надоевший текст, на курсах Creatine writing Майи Кучерской рекомендуют одну экстремальную технику: пишите с закрытыми глазами. Используйте повязку, чтобы не было искушения и возможности подглядывать. Если работаете на компьютере — потушите экран (только убедитесь, что в Word щёлкнули на курсор и текст печатается, а то был у меня раз случай ?).

Даже если чувствуете, что текст далёк от идеала, помните, впереди этапы многочисленных вычиток. Ваш первый черновик имеет право быть плохим. Его никто не увидит, он принадлежит только вам. Как говорит Стивен Кинг: «C первого раза всё получается только у Бога».

Пишите с удовольствием и ни за что не останавливайтесь!

Александра Власова
16+