Можете ли вы научиться быть креативным?

Креативность – это магия? Только не для тех, кто развивает её как навык, сделал открытие Колин Баррас.

Существуют ли в действительности некие секреты пробуждения воображения?

Возможно ли изучить то, что способствует развитию креативности? Если ты смотришь на великую творческую личность, будь то музыкант или предприниматель, то ты наверняка думаешь, что творческие способности – это подарок, которым обладают счастливые единицы. Это то, чем все мы можем только восторгаться.

Еще несколько лет назад наблюдалась нарастающая тенденция к взращиванию творческого потенциала с малых лет в школе и в университетах. Пока секрет открытия творческой одаренности остается расплывчатым, но по результатам исследования было выдвинуто предположение, что подготовить разум к генерированию творческих идей возможно. Где-то креативность преподается даже как учебная дисциплина. Какие же пути разжигания творческой искры находят преподаватели? И какие из этих техник следовало бы преподавать в школах в большем объеме?

Убеждение, что школы не способствуют развитию творческих навыков, из года в год только укрепляется. Педагог и писатель Робинсон, например, в своем выступлении на конференции «Наука. Искусство. Культура» в 2006 году заявил, что современные образовательные практики разрушают врожденные таланты. Робинсон задел за живое – его выступление на данной конференции стало самым просматриваемым за все время.

Правда ли, что креативности препятствуют? Мнения разделяются. Сандра Русс, психолог из Университета Кейс Вестерн Резерв в Кливленде, штат Огайо, потратила 23 года на изучение многочисленных способов игры детей в Соединенных Штатах с двумя марионетками и тремя элементами сборной конструкции. Она пришла к выводу, что сценарии детской игры с данными предметами более изобретательны в наши дни, чем в любое другое время, начиная с 1980-х.

Однако степень проявления творческих способностей понижается в формальной школьной обстановке. Дети в плановом порядке проходят Торранский тест на определение уровня креативности мышления – например, их могут попросить подумать об альтернативах использования книги или консервной банки. Показатели тестирования сегодня ниже, чем они были в 1990-х. Это может быть вызвано стандартизацией тестирования, которая побуждает детей соответствовать общепринятым нормам, а не выбиваться из общей массы, из-за чего ценность инакомыслия теряется.

Некоторые учения предполагают существование чего-то, что вызывает эти условные страхи. Джек Гонкало из Корнельского университета в штате Нью-Йорк пришел к заключению, что люди, привыкшие выделяться среди сверстников, впоследствии показывают себя в тестировании на креативность гораздо лучше, нежели те, кто призывал соответствовать нормам, принятым в той или иной социальной группе. «Нам следует встать на пути окружающей среды, где люди учатся приспосабливаться и не выделяться», — говорит Гонкало.

Жерард Пуччио из Университета штата Нью-Йорк в Буффало убежден в том, что нет ничего важнее для людей, чем вооружиться навыками креативного мышления. « Это уже не роскошь. Речь идет о выживании», — пишет он. Индустрии расцветают вместе с творческой изобретательностью, вместе с ней идут на убыль  — сравним рост промышленности Силиконовой Долины с упадком автомобильной индустрии в Детройте, например.

Пуччио является председателем  Международного Центра Исследований в Области Творчества, который стал первым в мире университетским департаментом такого типа. За создание этого центра стоит поблагодарить прародителя Алекса Осборна, менеджера по работе с клиентами на нью-йоркской Мэдисон-Авеню (середина 20 века). Осборн основал BBDO (BBDO — международное рекламное агентство, прим. перев.), прототипом которого послужило рекламное агентство «Стерлинг-Купер» из телесериала «Безумцы». Чтобы его персонал мог генерировать интересные идеи, Осборн начал экспериментировать с методами пробуждения творческого мышления.  Один из самых узнаваемых – метод «мозгового штурма».

После выхода на пенсию Осборн понял, что необходимо развивать креативность, пока люди заняты в сфере образования – в своё время это и привело к формированию департамента творчества в Университете штата Нью-Йорк в Буффало. Сегодня существуют творческие студии, предлагающие свои курсы в различных университетах по всему миру.

Какие виды техник изучаются? Пуччио объясняет своим студентам, что развитие творческих способностей проходит через четыре стадии: «постановка задач», «генерирование идей», «разработка» и «реализация». «Постановка задач» заключается в том, чтобы задать себе правильные вопросы; «генерирование идей» состоит в том, чтобы найти так много решений, как это возможно; «разработка» и «реализация» дают убедиться, что эта идея практична и убедительна для других.

Из четырех стадий та, что безусловно вовлекает людей в изобретательскую деятельность – «генерирование идей». Это значит, что обычная техника «мозгового штурма» перешла в игру. По словам Пуччио, идея данной техники заключается в том, чтобы подогнать интеллект под чистую аналитическую структуру, в которой присутствует тенденция к фокусировке на одном решении и игнорировании всех других. Несфокусированное сознание более склонно к построению необычных логических схем, что позволяет найти новые решения проблемы.

Один из методов «генерирования идей» Пуччио – это проведение среди студентов техники «мозгового штурма» по той или иной проблеме, а затем предоставление им объекта на выбор и поиск способа связать его с темой обсуждения. «Речь идет о вынуждении сознания отступать от типовых решений и искать новые. Это часто происходит, когда изобретатели делают прорыв».

Научные исследования подтверждают идею, что некоторые упражнения помогают натренировать мышление придумывать менее банальные решения проблем, чем те, которые человек находит без них. Психологи называют это дивергентным мышлением. Например, Джойдип Бхаттачария из Голдсмитского Колледжа в Лондоне доказал, что люди в расслабленном состоянии с большей вероятностью приходят к творческим решениям, чем к банальным решениям проблем.  Другое учение австралийских исследователей показало, что люди, скорее всего, решат головоломку лежа, нежели стоя. Возможно, когда люди расслаблены, блуждающее сознание побуждает их рассматривать более широкий спектр идей, а не застревать в сфокусированном, узком укладе мыслей.

Так же как с преподаванием навыков дивергентного мышления, Пуччио не согласен с тем, что успешная творческая деятельность подразумевает проверку идеи на практичность и убедительность – стадии «разработки» и «реализации» из его четырехступенчатой концепции. «Креативность – это не лицензия к непохожести», — утверждает он.

Это идет вразрез с некоторым здравым смыслом о том, как пробудить творческие способности или провести «мозговой штурм». Многие верят, что он работает при отсутствии каких-либо идей, однако это призрачное мнение критикуют  другие специалисты. «Это всегда волнует меня», — говорит Чарлан Немет, психолог из Калифорнийского университета в Беркли. Она нашла то, что воодушевляет людей на обсуждение и даже критику идей в процессе «мозгового штурма» — возможность генерировать более эффективные идеи, нежели те, что возникают при отсутствии критики.

Речь идет не о том случае, когда критика является целью. Но если есть настоящие проблемы с идеей решения, то их следует обсудить. «В целом это стимулирует принятие решений и нахождение более креативных решений проблемы», — считает Немет.

Так какое же значение все это имеет для школ?  Следует ли нам не считаться с учебными пособиями и зубрежкой, к которым прибегают студенты при подготовке к типовым тестам? И лучше ли побуждать детей к отвлечению сознания, чем к концентрации в школьном классе? Это так просто – цинично отнестись к полученным данным о подъеме от знания к креативности – несмотря на то, что работы Немет демонстрируют, что обсуждение настоящих проблем, в то время как эти идеи внедряются в классе, довольно полезное упражнение. Например, при исследовании творческих способностей никто не возражал, что детям следует дать свободу действий в их воображении, чтобы лучше они лучше могли понять идею учебной дисциплины. Фирмы 21-го века особо подчеркивают ценность креативности их работников, но также важно, чтобы и преподаватели дорожили этой особенностью своих студентов – это, то чему в современных учебных курсах препятствуют, — говорит Пуччио.

Также важно отметить, что данные техники раскрытия творческих способностей не сделают из ребенка юного Эйнштейна или Пикассо – все согласятся, что мы не в силах воспитать гения. Но можно день ото дня пробуждать творческое мышление, которое позволит студентам и трудовым коллективам работать более продуктивно. Пуччио называет это «креативностью с маленькой буквы» — и он убежден, что это талант, которым мы все обладаем. «Ты – человек, и ты обладаешь воображением» — говорит он. «Ты неразрывно связан с креативностью».

Перевод подготовила: Анастасия Кочеткова (ННГУ им. Лобачевского, факультет ИЭП)

Рекомендуемые материалы

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *